Людмила Марушина
Способы и направления поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Способы и направления поддержки детской инициативы
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы в различных видах деятельности и самостоятельности детей.
Публикация «Способы и направления поддержки детской инициативы» размещена в разделах
Детская самостоятельность - это не столько умение ребенка осуществлять определенное действие без помощи посторонних и постоянного контроля со стороны взрослых, сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах.
Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Поддержка – короткое или небольшое оказание той или иной помощи человеку в трудной для него ситуации.
Инициатива-первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости.
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение реб нка к деятельности, к познанию окружающего мира.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам:
- самостоятельные сюжетно – ролевые, театрализованные игры;
-развивающие и логические игры;
-музыкальные игры и импровизации;
-речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
-самостоятельная деятельность в книжном уголке;
-самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
-самостоятельные опыты и эксперименты.
Основные сферы инициативы:
Творческая инициатива (проявляется в сюжетных играх, художественно-творческой деятельности).
Инициатива как целеполагание и волевое услилие (проявляется в продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании)
Познавательная инициатива (проявляется в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности).
Коммуникативная инициатива (проявляется в совместной деятельности с детьми и взрослыми - в общении).
Двигательная инициатива (проявляется в свободном использовании спортивного инвентаря и физкультурного оборудования)
Проявление и способы поддержки детской инициативы в разные возрастные периоды.
Возрастной период 2-3 года
В возрасте 2 - 3 лет у ребенка активно проявляется потребность в общении со взрослым, ребенок стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир.
Педагогу важно поддержать данные стремления ребенка, поощрять познавательную активность детей, использовать педагогические приемы, направленные на развитие стремлений ребенка наблюдать, сравнивать предметы, обследовать их свойства и качества.
Создавать условия для обогащения их собственного сенсорного опыта, восприятия окружающего мира.
Возрастной период 3-4 года
Этот период особо ни чем не отличается от предыдущего.
В возрасте 3-4 лет у ребёнка активно проявляется потребность в общении со взрослым, ребёнок стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир. Поэтому ребёнок задает различного рода вопросы. Становится более самостоятельным.
Педагогу важно проявлять внимание к детским вопросам, поощрять и поддерживать их познавательную активность, создавать ситуации, побуждающие ребёнка самостоятельно искать решения возникающих проблем.
При планировании режима дня педагог должен уделять особое внимание организации вариативных активностей детей. Чтобы ребёнок получил возможность участвовать в разнообразных делах:
- в играх,
- в экспериментах,
- в рисовании,
- в общении,
- в творчестве (имитации, танцевальные импровизации и тому подобное,
- в двигательной деятельности.
Возрастной период 4-5 лет
С 4-5 лет у детей наблюдается высокая активность. Данная потребность ребёнка является ключевым условием для развития самостоятельности.
Педагогу важно обращать особое внимание на освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать для поддержки самостоятельности в познавательной деятельности.
Необходимо доброжелательно и заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам, быть готовым стать партнером в обсуждении, поддерживать и направлять детскую познавательную активность.
Педагог стремится создавать такие ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы. Это могут быть ситуации взаимной поддержки, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам.
Важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора свободной деятельности. Атрибуты и оборудование должны быть достаточно разнообразными и постоянно меняющимися в зависимости от сезона и лексической темы.
Возрастной период 5-7 лет
Дети 5-7 лет имеют яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых.
Педагогу важно обращать внимание на педагогические условия, которые развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество.
Для этого педагог создает ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач. Он регулярно поощряет стремление к самостоятельности, старается определять для детей все более сложные задачи.
Необходимо развивать произвольные умение и волю, поддерживать желание преодолевать трудности и поощрять за стремление к таким действиям. Например: если у ребенка не получается, нет желания, то взрослому необходимо поддержать его «Давай вместе», «Я тебе помогу».
Общие способы поддержки детской инициативы
Не следует сразу помогать ребенку, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. Стремиться к минимизации. Лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
Акцентировать внимание детей на качестве результата, хвалить за результат, вызвать у них чувство радости и гордости.
Особое внимание уделить проявлению кризиса семи лет. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
Педагог должен стремиться учить детей ставить цель «Что ты хочешь?» или помочь определить; находить способы достижения «Как это может получиться?» и осуществлять замысел (т. е. деятельность ребенка) и оценивать результат «Тебе нравится?» или «Всё у тебя получилось?».
Для поддержки инициативы важно организовать доступность материалов и оборудования и свободу в их использовании. Наполнить предметно-пространственную среду доступным оборудованием, для реализации задуманного, свободной деятельности с любым оборудованием (с этой целью созданы центры). Менять и обновлять материал, чтобы вызывать интерес и желание у детей действовать.