Татьяна Фролова
Способы формирования универсальных учебных действий в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 264»
г. о. Самара
Фролова Т. А.
I. Способы формирования личностных универсальных учебных действий.
1. Игра в «школу». Она помогает воспитаннику успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Воспитанник активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). В старшем дошкольном возрасте появляются портфели, звонки, совместно изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевой игре в «школу».
Публикация «Способы формирования универсальных учебных действий в дошкольном учреждении» размещена в разделах
2. Ознакомление воспитанников со школой. Воспитанники во время экскурсий посещают библиотеку, спортивный зал, столовую, учебный класс, а затем присутствуют на уроке.
3. Свои впечатления от экскурсий воспитанники раскрывают в рисовании на следующие темы: «Здание школы», «Класс», «Прощание с букварем», «Школьная библиотека». Воспитанники и воспитатели оформляют иллюстративный альбом о школе: «Школа, в которой я буду учиться», «Я - первоклассник».
4. Доброжелательные встречи и знакомства с учителями. Педагоги знакомятся с воспитанниками, с их индивидуальными особенностями, склонностями, интересами.
5. Организованная встреча воспитанников в детском саду с родителями, а также с выпускниками прошлых лет. Беседы, рассказы о своей учебе и любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами, рассматривание картин на школьную тематику, совместное изготовление игрушек, показ кукольного театра, совместные праздники.
6. Проигрывание ситуаций нравственной тематики - осознание норм и правил поведения в школе.
7. Чтение художественной литературы с обсуждением школьной жизни, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них; оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.
8. Обеспечение единства образовательного пространства на уровнях дошкольного и начального общего образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
II. Способы формирования регулятивных универсальных учебных действий.
1. Игры и упражнения, которые связаны с произвольностью поведения и направлены на формирование умения строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом («Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия» и др.).
2. Задания в виде соревнования двух и более игроков не только развлекает воспитанников, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления.
3. Решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
4. Детское экспериментирование, опыты.
5. Метод проектов.
6. Использование видео и компьютерной наглядности, пособий, схем.
III. Способы формирования познавательных универсальных учебных действий.
1. Работа с книгой, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.
2. Рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов.
3. Игры, способствующие формированию умений работать по правилу и по образцу, а также слушать взрослого и выполнять его инструкции. Это такие игры, как Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича.
4. Игры, побуждающие воспитанников к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки, зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков («Найди, где спрятано»); кодовые замки для решения игровой ситуации (шифровка чисел); логические цепочки «Продолжи ряд», «Что изменилось», в основе выполнения которых лежит сериация, нахождение закономерности. В формировании универсальных предпосылок учебной деятельности особое место отводится дидактической игре.
5. Использование лабиринтов различной конфигурации в работе с воспитанниками способствует повышению уровня заинтересованности воспитанников.
6. Для совершенствования интеллектуальных умений воспитанников предлагаются упражнения, направленные на наглядные определения сход-ства и различия, а также нахождение закономерных отношений путём умо-заключения. На одних и тех же рисунках сначала найти одинаковые изображения, а затем пару с одним отличием.
7. Воспитанники очень любят словесные головоломки, ребусы. В таких занятиях формируются важные качества личности воспитанника: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения.
IV. Способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Коллективные работы по изодеятельности, аппликации, конструированию. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) воспитанники 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Совместная деятельность объединяет воспитанников общей целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. В ней воспитанник познает азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Условия формирования УУД у дошкольников :
- опора на ведущий вид деятельности: игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;
- включение воспитанников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, работа со сказкой, бытовой труд;
- при максимальном использовании метода поощрения: осуществление поощрения воспитанников за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
- при включении воспитанников в процесс оценивания учебных достижений : развернутое описание того, что сумел сделать воспитанник, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика и т. д.
Развитие универсальных учебных действий у воспитанников в дошкольном образовательном учреждении способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин учащимися школы.