Лилия Кулик
Способы формирования познавательного интереса у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Способы формирования познавательного интереса у детей:
Предоставлять больше самостоятельности.
Доносить до детей необходимость каждого знания, формировать осознанность в получении знаний.
Связывать новые знания с уже усвоенными, понятыми.
Проявлять самим интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный фон.
Отмечать успехи, достижения, «рост», терпение, старание детей. В случае неуспеха объяснить ребёнку причину в недостаточности усилий, которые он приложил для выполнения задания.
Объективно оценивать возможности и способности ребёнка.
Публикация «Способы формирования познавательного интереса у детей» размещена в разделах
Организовывать деятельность так, чтобы отдельные звенья её отчётливо выступали перед ребёнком как ступеньки, ведущие к цели.
Использовать стремление ребёнка нравиться взрослому для того, чтобы заинтересовать его познавательной деятельностью.
Подбирать такой материал на занятия, который отвечает интересам и потребностям детей.
Создать условия для сюжетно-ролевой игры со школьной тематикой: «Утро перед школой», «Уроки», «Библиотека», «Перемена», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания».
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
формирование положительного эмоционального отношения к школе;
формирование опыта учебной деятельности.
Формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.
В работе с детьми, по формированию положительного отношения к обучению в школе, можно использовать следующие приёмы:
- Рассказ дошкольникам о первом дне обучения в школе, любимых предметах, любимых учителях
- Выполнение домашних заданий (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, дедушек, бабушек о школе, из которых затем можно сделать выставку «Наши мамы и папы — школьники»)
- Приглашение учителя в детский сад (Организация экскурсии на школьный двор, в школу
- Организация выставки достижений, рисунков о школе, изучение с детьми стихотворения о школе и т. д.)
- Создание образа доброго, справедливого учителя
- Использование приёма «незримого присутствия учителя» (написание письма, поздравления с праздником и т. д.)
- Приглашение школьников в детский сад
О наличии внутренней позиции школьника следует говорить лишь в том случае, если:
ребёнок относится к поступлению в школу положительно, как к
совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
обнаруживает чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
проявляет особый интерес к новому собственно школьному содержанию занятий;
предпочитает уроки грамоты и счёта занятиям «дошкольного» типа (рисованию, лепке, музыке, физической культуре и т. д.);
имеет содержательное представление о подготовке к школе;
предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома;
положительно относится к наличию общественно принятых правил, норм поведения (дисциплина);
предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личностных отношений (сладости, подарки);
признаёт авторитет учителя.