Тоня Весельева
Способность к подражанию у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных предпосылок развития речи является способность к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь взрослых. Подражание возникает во втором полугодии 1-го года жизни. Особенно интенсивно развивается на втором году жизни. В 10-12 месяцев ребенок умеет повторять за взрослыми отдельные звуки. На втором году жизни имеется взаимосвязь в деятельности слухового, речевого и двигательного анализаторов. Для овладения четкого звукопроизношения является развитие слухового анализатора и фонематического слуха. Большое значение имеет деятельность речедвигательного аппарата. Очень важна связь между ощущениями, вызываемые сокращения мышц речевого аппарата и слуховыми ощущениями звуков, которые человек произносит. Речевое подражание тесно связано с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией. Дыхательно-слуховые упражнения для подражания (Понюхать цветы, выдуть мыльный пузырь, погудеть в трубу).Подражание звукам, которые произносят животные, птицы, различные предметы (как говорит кошка? "мяу-мяу", как льется водичка? "с-сс-с" и т. д.). Звукоподражание можно использовать в различных играх: "Раздувайся, пузырь", "Дует, дует ветер". в пальчиковых икрах: "Капуста". "Мой домик". При проведении физкультминуток и динамических пауз: "Птички". "Пропавшие ручки". Выполняя те или иные движения и действия ребенок учится одновременно проговаривать их. При формировании культурно-гигиенических навыков (умывании, мытье рук). Использовании потешки "Водичка, водичка, умой мое личико". происходит соединение действия и текста, что способствует соединению речи и слухового внимания. Таким образом подражание у детей раннего дошкольного возраста происходит в разных режимных процессах, при двигательной, эмоциональной активности, в играх и общении.