Валентина Маслюкова
Консультация «Споры не ради ссоры»
▼ Скачать + Заказать документы
СПОРЫ НЕ РАДИ ССОРЫ.
Спор – это разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, словесная борьба, в которой каждая сторона отстаивает свою правоту. Искусству ведения спора уделялось большое внимание даже в древние времена. Древнегреческий философ Сократ основал школу риторической грамоты и ввел для своих учеников уроки честного спора – уроки эристики.
Существуют правила ведения спора :
•Не спорь по пустякам, т. е. без причины.
•Помни всегда, о чем споришь, т. е. о предмете спора.
Публикация «Консультация „Споры не ради ссоры“» размещена в разделах
•Имей всегда в споре примеры и доказательства. Для этого используй такие выражения (речевые обороты доказательств) :
- Во-первых, во- вторых, и наконец, потому что …
-Я думаю …
- Мне кажется…
- На мой взгляд …
- По моему мнению …
- Я понял, что …
- Мне хочется, чтобы …
- Согласитесь, что …
- Я внимательно слушал …
•Веди спор достойно : будь спокоен (спор должен быть без крика, вежлив, уважай чужое мнение.
• Подчеркивай внимание к собеседнику:
- У тебя (вас) есть другая точка зрения?
- Давай уточним, правильно ли мы поняли друг друга?
- Так ли я понял тебя?
- Я согласен с тем, что …
- Я разделяю твою точку зрения…
•Используй простые и ясные фразы, правильно употребляй многозначные слова.
•Избегай поспешных выводов.
• Если ты виноват, то извинись.
Задание: Выбери высказывания, которые содержат причину – предмет спора.
1. Осенью часто идет дождь.
2. Настоящая дружба всегда предполагает подчинение одним другого.
3. Корень ученья всегда горек.
4. В морях вода имеет соленый вкус.
(Высказывания 1и 4 имеют основания для спора).
Умелый спорщик правильно выбирает тон речи и может использовать такие реплики:
«Остановитесь, давайте разберемся вместе» (утвердительно, приглашая к разговору);
«Разве с этим нельзя согласиться?» (вопросительно, утверждая сказанное);
«Я рад, что вас убедил!» (утвердительно, радуясь победе);
«Зачем вы ссоритесь?» (вопросительно, осуждая за неверный тон).
Вспомни рассказ В. Драгунского «Удивительный день».
Ребята решили построить площадку для космического корабля. Но в разгар самой интересной и дружной работы затеяли спор о том, кто будет в их игре космонавтом. Правила ведения спора все забыли. И закончилось все …ссорой.
Спор может перерасти в конфликт, если …
* давать собеседнику критическую оценку, например:
- Ты такой неуклюжий, неумелый
- Ты ничего не умеешь делать o видеть в действиях оппонентов плохие намерения;
* показывать свое превосходство, например:
- Твоя работа – пустяк, а вот моя…
- Ну что ты, вот я …
- Я бы такого не допустил не то, что ты
- Ну что от тебя ожидать
- То же мне ученый нашелся
* винить собеседника, снимая с себя ответственность, например:
- Это все из-за тебя
- Это ты во всем виноват
- У тебя всегда так
- Это ты первый начал o смотреть на ситуацию только со своей позиции;
* предъявлять другой стороне свои претензии;
* разрешать себе раздражительный тон.
Чтобы спор не перерос в конфликт, представь, что тебя слышит посторонний человек, мнением которого ты дорожишь (например, подруга, друг). Скорее всего ты станешь говорить на тон ниже и будешь более спокоен.
Жили-были я ли, ты ли,
Между нами вышел спор.
Кто затеял? – позабыли,
Но не дружим до сих пор.
К сожалению, так бывает часто: предмет спора позабыт, а в центре внимания оказываются эмоции и споры.
Знаешь ли ты, что обозначает выражение «Соломоново решение»?
Древнегреческий царь Соломон слыл очень мудрым и справедливым судьей. Когда он разрешал споры, то следовал таким правилам:
* выслушивал внимательно обе стороны
* сохранял спокойствие в любой ситуации
* старался найти решение, приемлемое для обеих сторон
Соломоново решение – мудрое решение. Не забывай, что два уха и один язык даны человеку для того, чтобы больше слушать и меньше говорить!