Папки-передвижки

Спортивные праздники и развлечения как средство формирования представлений о здоровом образе жизни

Альфия Валеева
Спортивные праздники и развлечения как средство формирования представлений о здоровом образе жизни
▼ Скачать + Заказать документы

.СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ

ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье раскрываются вопросы формирования

представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Рассматривается

содержательный аспект работы по формированию представлений о здоровом

Публикация «Спортивные праздники и развлечения как средство формирования представлений о здоровом образе жизни» размещена в разделах

образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения

спортивных праздников и развлечений.

Ключевые слова: образовательны й процесс, дошкольное образование,

представления о здоровом образе жизни, спортивные праздники и развлечения.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является

на современном этапе одной из важнейших черт государственной политики

Российской Федерации. Об этом свидетельствует и создание специальной

федеральной целевой программы, и внесение вопросов разработки и

использования здоровьесберегающих технологий в стратегию модернизации

дошкольного образования [3].

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,

своевременна и достаточно сложна. Вопросу физического воспитания и

физического развития дошкольников, формирования у них основных

двигательных умений и навыков, представлений о здоровом образе жизни,

посвящены работы педагогов (Е. А. Аркина, В. В. Гориневского, Т. И. Осокиной,

А. В. Кенеман, П. Ф. Лесгафта, Н. В. Полтавцевой, Э. Я. Степаненковой и пр. ,

психологов (Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, М. И. Лисиной, А. Р.

Лурии, Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддъякова, физиологов (Н. А. Бернштейна, Ю. Ф.

Змановского, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского) и т. д.

Ими отмечено, что дошкольный возраст является решающим в

формировании фундамента физического и психического здоровья детей, ведь

именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый

на протяжении последующей жизни. В этот период идет развитие органов и

систем организма, закладываются черты личности, формируется характер,

отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей

базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную

потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Однако имеющиеся на сегодняшний момент технологии и программы

дошкольного воспитания не всегда уделяют достаточно внимания обучению

дошкольников навыкам здорового образа жизни, предлагая стандартный набор

средств физического воспитания - режим дня, закаливание, упражнения для

развития физических качеств, подвижные игры, упражнения с элементами

спортивных игр и пр. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждает

также статистика показателей здоровья :

1. За последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей. По

данным Научного центра здоровья детей в Российской академии Медицинских

наук физиологически зрелыми рождаются не более 14 %.

2. Количество здоровых дошкольников на сегодняшний день составляет

всего лишь 10 %.

3. 50 % детей имеют хронические заболевания.

Поэтому в настоящее время ведется активный поиск педагогических

технологий, способствующих формированию представлений о здоровом образе

жизни у дошкольников.

Дошкольник должен получить знания о здоровье и его значении в жизни

человека, узнать свои физические возможности, индивидуальные особенности

своего физического развития, элементарные способы управления своим

эмоциональным и физическим состоянием. Дети могут познакомиться с

физической культурой и спортом, что расширит их кругозор и положительно

повлияет на развитие интереса к занятиям физической деятельностью [5].

При этом важно использовать все формы работы дошкольного учреждения -

занятия, игровую и трудовую деятельность, среди которых особое место

занимают праздники и развлечения. Досуговая деятельность позволяет создать

особую атмосферу, которая способствует развитию эмоциональной

восприимчивости и отзывчивости детей, способствует развитию

познавательного интереса и познавательной активности. Положительные

эмоции, по мнению психологов, являются могучим побудителем человеческой

деятельности, а, следовательно, влияют на сознание, чувства и поведение, в том

числе на формирование представлений о здоровом образе жизни. Спортивные

праздники и развлечения, методика их проведения рассмотрена в работах Л. П.

Глазыриной, Н. Н. Кожуховой, Т. Н. Захаровой [1;4;6]. Однако в педагогическом

процессе дошкольного учреждения познавательный компонент часто

превалирует над эмоциональным, умственное развитие осуществляется на

занятиях и в свободной деятельности, а праздники и досуги используются лишь

с целью развлечения. Между тем, положительные эмоции, испытываемые

ребенком в досуговой деятельности, влияют и на развитие его познавательного

интереса, в том числе, интереса к своему здоровью.

Существующие программы дошкольного образования рекомендуют в

каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения,

во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения оздоровом образе жизни.

Досуги в то же время развивают речь детей, эстетический вкус,

способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности

ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное

отношений к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия,

сопереживание, заботливое отношения друг к другу). Дети с удовольствием

занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью,

которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг

общения с взрослыми и сверстниками, на-полняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры.

В процессе развлечений у детей, с одной стороны, закрепляются навыки и

умения, полученные па занятиях, а с другой - углубляется потребность в

познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и

переживаниях. Чтобы развлечения действительно способствовали развитию и

воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных

особенностей и интересов (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т. п.). В подготовке развлечения может принимать участие вся группа. Иногда детей

целесообразно объединять в подгруппы или использовать индивидуальную

форму работы.

При определении времени проведения развлечения воспитателю следует

учитывать время года. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять во второй половине дня (световой день в зимнее время короче, и если развлечения

проводить после полдника, как это обычно принято, то дети пойдут на прогулку,когда на улице уже станет темно, что снижает ее ценность). В осенне-зимний период такие мероприятия желательно проводить перед ужином, а в весенне-летний период - после полдника, при этом они могут быть более

эмоциональными.

В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы»

рекомендуется один раз в неделю проводить развлечение более длительное по

времени (30-35 минут) с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни -короткие (5-10 минут) типа веселых забав (маленькие сюрпризы, шутки,

прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизированных моментов из

жизни в детском саду или по литературным произведениям). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют

переключению внимания с одного вида досуговой деятельности па другой. Их

можно проводить в любой момент, когда требуется создание эмоционально

положительной атмосферы. Не обязательно для этого собирать всех детей

группы. Можно провести досуговый момент с одним ребенком, если его надо

отвлечь от грустных мыслей, снять психологическое напряжение. Дли этого

важно, чтобы воспитатель был внимателен к детям и развивал у себя умение

видеть и чувствовать, кому необходима эмоциональная разрядка, кого нужно

подбодрить.

Организация и проведение досугов и праздников представляют некоторые

трудности еще и потому, что дети чувствуют себя здесь более непринужденно,

чем на занятиях, поэтому каждый ребенок должен иметь элементарные навыки

культуры поведения. В младших группах воспитатель, преодолевая робость и

застенчивость малышей, учит их правильно стоять во время выступления,

слушать и смотреть не отвлекаясь, не переговариваясь. В средней и старшей

группах, развивая навыки более устойчивого внимания, организованного

поведения, он воспитывает внимательное отношение и уважение к

выступающим товарищам [6, 141].

В методической литературе отмечается, что любые досуги и праздники

нуждаются в тщательном планировании. Музыкальный руководитель вместе с

воспитателем группы составляет план и разрабатывает сценарий с учетом всей

педагогической работы и возрастными особенностями детей данной группы.

План утверждается заведующей или старшим педагогом детского сада.

В плане необходимо указать, кто из воспитателей ответственен за

подготовку оформления, костюмов, атрибутов, за общую организацию и

проведение досуга.

Обычно досуги намечаются 1-2 раза в две недели во второй половине дня.

Желательно установить определенный день для каждой возрастной группы.

Физкультурные досуги и развлечения - это мероприятия группы, поэтому их

ведущим является воспитатель. Начинаются они обычно с построения на

площадке или с ходьбы под музыку. В первое задание желательно включить всех детей группы. Это может быть подвижная игра или соревнование, связанное с преодолением различных препятствий, расположенных последовательно.

Воспитатель следит за тем, что бы каждый ребенок принял участие в 3 - 4

заданиях. Выполнение каждого задания оценивается. Кроме обычного

поощрения обычно используются аплодисменты, возгласы «Молодцы!»,

«Хорошо!», а особо отличившиеся ребята могут возглавить колонну (шеренгу) в

заключительной ходьбе (построении).

Нагрузка должна возрастать постепенно. Повторность каждого элемента

программы зависит от характера деятельности детей. Отдельные упражнения

повторяются только 1 раз, а другие - 3 - 4 раза. Летом физкультурные досуги

проводятся в зале, на лугу, на площадке, в парке.

Прежде всего, определяется тема и идея досуга. Тема обычно задается с

самого начала, а к идее, как общему главному выводу, надо подвести

слушателей, зрителей всем ходом действия, развертывая сюжетную линию так,

чтобы она развивалась от события к событию. Перед началом какого- либо

представления дается короткий рассказ или небольшое повествование о том,

какое событие, явление будет сейчас показано.

Далее разворачивается основное действие сценария, при этом каждый

эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.

Действие развивается по нарастающей линии от более слабых до

эмоционально сильных эпизодов. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю

логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой. Идея всего

сценария наиболее сконцентрирована в кульминации. Финал должен стать

проявлением активности всех участников.

Выделяют следующие варианты спортивных досугов и развлечений.

1-й вариант. Строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях

(проводится во всех возрастных группах). Используются игры малой и средней

подвижности (2-3 раза, аттракционы, двигательные задания в игровой форме,

игры соревновательного характера или 1 игру большой подвижности, 1 игру

малой подвижности.

2-й вариант. Строится на упражнениях в основных видах движений и

спортивных упражнениях (проводится со второго полугодия в средней группе).

В основе лежит принцип индивидуально-дифференцированного подхода. До

начала выполнения и после выполнения проводятся подвижные игры, затем одна группа выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений; вторая выполняет задания, направленные на развитие скорости и быстроты реакции.

3-й вариант. «Веселые старты» - строится в основном на играх эстафетах,

проводится в старшей и подготовительной группах. Используются игры-

эстафеты (не более 3-х этапов, аттракционы, не несущие большой нагрузки,

конкурс считалок, загадок, пословиц, эстафета.

4-й вариант - строится на элементах одной из спортивных игр (баскетбола,

футбола, хоккея, настольного тенниса, городков) и проводится в старшей и

подготовительной группах. Вначале идет деление группы на две равные по

силам команды, перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг

друга. Затем идет обмен вымпелами, выбор площадки или корзины, выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом виде движения

подсчитываются очки и вывешиваются на табло. По окончании игры подводятся итоги, вручаются награды.

5-й вариант - музыкально-спортивный праздник - проводится в старшей и

подготовительной группах. Здесь дети под музыку выполняют произвольные

движения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками,

обручами, мячами, воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию. Затем проводится подвижная игра. Затем предлагается послушать мелодичную музыку, придумать под нее композицию, разные произвольные движения, просто подвигаться под музыку, потанцевать.

Физкультурный досуг повышает интерес к занятиям, оказывает

благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. В старшем дошкольном возрасте воспитатель развивает у детей умение творчески использовать свой

двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками,

приучает их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Таким образом, спортивные праздники и развлечения должны быть

результатом регулярной, систематической работы с детьми. Они способствуют

приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию

движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм,

дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Литература:

1. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного

возраста / Л. Д. Глазырина. – М. ВЛАДОС, 2000. – 176с.

2. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных

учреждениях / Н. Н. Кожухова, Н. А. Рыжова, М. М. Самодурова. - М. : Академия,

2002. - 320 с.

3. Калина, И. О создании и основных направлениях деятельности Департамента

развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России /

Публикации по теме:

Конспект беседы «О здоровом образе жизни» Традиционно в апреле проходят дни здоровья. Проводятся различные мероприятия - беседы, развлечения, спортивные праздники и т. п. Предлагаю.

Конспект НОД для формирования представлений о ЗОЖ «Что спрятали боги Олимпа»Конспект НОД для формирования представлений о ЗОЖ «Что спрятали боги Олимпа» Что спрятали боги. Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Задачи образования: -закрепить знания детей.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампанииФормирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании Цель: Организовать во время летней оздоровительной компании укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Развивать навыки направленной.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Праздник «Индиана» по формирование представления о здоровом образе жизни Праздник "Индиана" Цель: формирование представления о здоровом образе жизни. Задачи: - образовательная: выделить компоненты здоровья человека.

Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну»Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну» Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей. Ход театрализованного представления Здравствуйте, ребята! Я хочу поговорить с вами.

Стенгазета «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» о здоровом образе жизни детей старшей группыСтенгазета «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» о здоровом образе жизни детей старшей группы Итогом образовательной и воспитательной деятельности с детьми старшей группы о здорово образе жизни стала стенгазета «Я здоровым быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Спортивные праздники и развлечения как средство формирования представлений о здоровом образе жизни
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 16:27
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Спортивные праздники и развлечения как средство формирования представлений о здоровом образе жизни» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Валеева (УИ 555867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД