Татьяна Бабина
Сценарий спортивного развлечения «Сундучок игр» для детей средней группы
Цель:
Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях народов Мордовии через народную игру.
Задачи:
познакомить детей с народными играми через народный фольклор (песенки, считалки, скороговорки, зазывалки);
развивать познавательные способности детей через представление о традициях, обычаях, искусстве народов Пензенского края: русского, татарского, чувашского, мордовского;
развивать двигательную активность детей : ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
Публикация «Сценарий спортивного развлечения „Сундучок игр“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля;
обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа;
вызвать интерес и желание играть в народные игры.
Оборудование: сундук, шапка – маска змеи, бруски, ориентиры – деревья, ёлки, дом, платок, завязанный узлом, карточки для выбора водящего, картинки с изображением разных цветов и бейджи на полгруппы, косынка – галстук для водящего, шапка – маска волка, серпы по количеству детей, канат, ключи, магнитофон.
Предварительная работа: разучивание считалок, скороговорок, загадок разных национальностей, стихотворных текстов из игр, рассматривание иллюстраций национальных костюмов, знакомство с правилами народных игр, проигрывание игр на физкультурных занятиях, подбор музыкального сопровождения (национальные песни)
Место проведения: спортивный зал
Образовательные области, содержание которых включено в сценарий :
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
Ход развлечения.
Дети заходят в спортивный зал, воспитатель приветствует детей, читает стихотворение
Воспитатель. – Как повезло тебе и мне,
Ведь мы живём в такой стране,
Где люди все - одна семья,
Куда ни глянь - кругом друзья!
Воспитатель. – Ребята, о чём это стихотворение?
Воспитатель. – Верно, мы с вами живем в очень большой стране, в которой живут люди разных национальностей. А как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей) А какие национальности проживают у нас? (Ответы детей)
Воспитатель. – У нас в группе, в детском саду тоже есть представители этих национальностей. Вы все вместе дружно живё те: играете, гуляете, ходите в детский сад. Каждый народ имеет свои праздники, обычаи, традиции, которые помнит и чтит.
Воспитатель. – Скажите мне, а что больше всего любят делать все дети?
Конечно же, играть! Игра - это любимое занятие детей всех народов.
Воспитатель. – Дарит нам игра веселье,
Поднимает настроенье
Будем мы сейчас играть
И здоровье поправлять.
Воспитатель. – Ребята, а какие народные игры вы знаете? (Дети перечисляют знакомые игры) Молодцы! Много народных игр знаете.
Воспитатель. – Но столько, сколько знает их сундучок, никто не знает! (Вносит сундучок, показывает его детям)
Воспитатель. – (обращаясь к сундуку) Слышишь меня старый, добрый сундук? Много секретов хранишь ты, наш друг! Старым играм на прогулку пора, чтобы познакомилась с ними детвора. Сундучок, ты крышку отвори и игру нам расскажи!
Звучит голос из сундука :
«Здравствуйте, ребята, я очень рад побывать у вас в гостях. Да, я знаю много игр, а секрет в том, что я много путешествовал, побывал во многих городах и селах нашей Пензенской области. Играл с ребятишками, такими же, как вы, девчонками и мальчишками. Они научили его разным интересным играм: и календарным, и обрядовым и беговым…
Чтобы в игры мои поиграть, нужно задания выполнять. Вы готовы?»
Воспитатель. – Чтобы в первую игру поиграть, надо загадку от сундука отгадать.
«В траве, меж сучьев и корней
И обомшелых старых пней,
В обход ручьёв и мокрых луж
Ползёт по лесу гибкий (уж)»
(Воспитатель достаёт из сундука шапку – маску змеи, воспитатель в это время расставляет пособия необходимые для игры. После каждой из игр пособия убираются обратно в сундук.)
Воспитатель. – Раньше змей только в лесу бывало и встретишь, опасались их люди, близко не подходили, а со стороны наблюдали за фигурами, которые описывает змея, когда ползёт. И решили наши прапрабабушки и прапрадедушки изобразить змею, так и появилась игра «Змейка», в которую мы играем до сих пор. Придумал эту игру русский народ.
Воспитатель. – Вспомним правила игры. (Дети рассказывают правила игры)
«Змейка» (русская народная игра)
Оборудование: шапка – маска змеи, брусочки, ориентиры – деревья, ёлочки, дом.
Цель: - развивать ловкость, координацию движений, умение взаимодействовать в коллективе.
Описание игры. Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим (ему не разрешается быстро бегать). Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разные фигуры: по кругу, вокруг деревьев (предметов, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая его вокруг крайнего игрока, затем развивает.
Правила игры: играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась. Во время игры дети должны точно повторять движения ведущего.
Воспитатель достаёт из сундука платок, читает стихотворение.
«Твоя бабушка повяжет, а потом тебе расскажет –
Что за головной убор знает, любит с давних пор?
Даст материи кусочек – повяжи себе платочек»
Воспитатель. – Необычный предмет оказался в нашем сундуке, что же нам с ним делать? (Рассматривает платок вместе с детьми)
Воспитатель. – Платок – самое популярное и разнообразное женское украшение, которое может украсить самый скучный и повседневный наряд, платок защищает от холода и ветра.
Воспитатель. – Наш платок яркий – зелёный, красный, синий, белый, расшит орнаментом – цветы, тюльпаны, листья, веточки.
Воспитатель. – Ребята, в народном костюме какой национальности мы чаще всего видим платок и такие яркие цвета в одежде? (Ответы детей)
Воспитатель. – В старину платки носили не только как украшение - с ними играли. Приглашаю всех в круг на татарскую народную игру «В узелок».
Воспитатель. – Водящего нам поможет выбрать «Мешочек дружбы». По очереди вытаскивайте карточки – платочки из мешочка, кому достанется белая карточка, тому и водить.
(Выбирается водящий, и вспоминаются правила игры)
«В узелок» (татарская народная игра)
Оборудование: платок, завязанный узлом, карточки для выбора водящего.
Цель:- развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.
Описание игры. Один игрок – водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся или становятся на колени на расстоянии не более 2 м друг от друга. Водящий стоит за кругом с платком. По сигналу он бросает узелок одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит на 3 шага назад. Играющие начинают быстро передавать платок от одного игрока к другому. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если это удастся, то он меняется ролью с игроком, у которого был перехвачен узелок.
Правила игры. Узелок не перебрасывается через круг, а также не пропускается через несколько сидящих рядом игроков.
Дети играют в татарскую народную игру «В узелок».
Воспитатель. – Ребята, какие цветы вы знаете? (Ответы детей) Мне нравятся все цветы: и комнатные, и те, что растут на клумбах, в полях и лесах. Про цветы давным-давно была придумана интересная игра.
- Кто помнит, как она называется? (Ответы детей) Всё верно, она так и называется «Игра в цветы». Это чувашская народная игра. Вспомним правила. (Дети вспоминают правила игры)
«В цветы» (чувашская народная игра)
Оборудование: картинки с изображением разных цветов и бейджи на полгруппы, косынка – галстук для водящего.
Цель:- развивать быстроту, координационные способности, умение действовать по словесному сигналу.
Описание игры. Выбирается водящий – «покупатель». Остальные дети делятся поровну на 2 команды - «цветы», «продавцы цветов». «Цветы» сидят на корточках по кругу. За спиной каждого стоит «покупатель».
Водящий ходит по кругу, подходит к одному из «продавцов» и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай цветок.
- Покупай.
- Сколько у тебя цветов?
- Три.
Какое число названо, столько раз они бегут оба, обегая круг, в разные стороны. Тот, кто быстрее вернётся на прежнее место, касается сидящего игрока и встаёт позади него, а опоздавший становится водящим.
Правила игры. Бег только с внешней стороны круга. После нескольких повторений игроки меняются ролями.
Воспитатель. – Водящего в игре выберем мы, конечно же, считалкой.
(Детская чувашская считалка)
«Ехал купец по дороге, вдруг слетело колесо.
Сколько надобно гвоздей починить то колесо?»
Воспитатель. – А чтобы разделить вас поровну, да так, чтобы никому не было обидно, поиграем в скороговорки. Мы с водящим будем вожаками команд и станем набирать себе в команду игроков. Выберите себе пару, отойдите в сторону и сговоритесь между собой, кому какое название цветка взять. Когда сговоритесь, подходите к нам. Мы по очереди, будем выбирать названия и узнаем, кто попадет в команду «Цветов» и в команду «Продавцов цветов».
Воспитатель. – Сначала послушайте, какие я скороговорки знаю:
Ландыш душистый или одуванчик пушистый?
Колокольчик голубой или желтый зверобой?
Белую березу или красную розу?
При помощи скороговорок группа делится на две команды, дети играют.
Воспитатель. – (берёт в руки сундук со словами) Справа – поле, слева – луг, по реке плывёт сундук. Сундучок ты отворись, с нами игрой поделись.
Инструктор открывает сундук и достаёт оттуда шапку маску волка и серп.
Воспитатель. – Ребята, вам знакомы эти предметы? (Ответы детей)
Воспитатель Инструктор – (берёт в руки серп) Что делают при помощи серпа? Как называют людей, которые работают в поле с серпом? (Ответы детей). Раньше поля часто располагались рядом с лесами, в которых водится много хищников. Случалось и такое, работают жнецы в поле, и вдруг из леса появляется волк, пугались жнецы и разбегались с поля. Так и появилась мордовская народная игра «Игра в волков».
Игра в волков (мордовская народная игра)
Оборудование: шапка – маска волка, серпы по количеству детей, канат
Цель: - развивать умение реагировать на сигнал, ловкость, внимание.
Описание игры. Выбирался «волк». Все остальные «жнецы».
«Жнецы» становились рядком и проговаривали слова частушки (В. К. Застрожный, сопровождая движением, соответственно тексту:
Гляну, гляну я на небо,
Ой, какая высота!
Гляну, гляну на посевы,
Ой, какая красота!
Далее, размахивая «серпами» (палочками, «жали хлеб», проговаривая слова частушки (В. К. Застрожный) :
Поработали мы летом
До заката солнышка
А по осени убрали
Урожай до зёрнышка
«Волк» подкарауливал «жнецов», набрасывался на них и ловил. Первый пойманный становился «волком». Игра продолжалась до тех пор, пока «волк» не переловит всех «жнецов». По правилам игры «жнецы» не прерывают свою работу до тех пор, пока «волк» не выбежит из укрытия.
Воспитатель. – Водящим будет тот, кто первым отгадает мордовскую народную загадку
Летом в одежде, зимой без одежды (поле).
Воспитатель. – Молодец! Саша, ты первым отгадал загадку, в игре ты будешь водящим - «волком». Все остальные дети – «жнецы», возьмите серпы.
Дети играют в мордовскую народную игру «Игра в волков».
Воспитатель. – Деревенские ребятишки с малых лет приучены трудиться. Они хорошо знают пословицу "Делу время, а потехе - час!" Давайте и мы устроим час потехи, поиграем. Какую же игру нам приготовил сундучок? (достаёт конверт из сундука, читает детям)
«Ты загадку загадай, и игру забирай!»
Воспитатель. – Ребята, а вы любите загадки? У каждого народа есть свои загадки. Ребята, а вы какие загадки знаете, загадайте их сундучку и другим ребятам.
Дети по очереди загадывают загадки.
Воспитатель. – Молодцы! Много загадок разных народов вы знаете и хорошо отгадываете загадки! А теперь предлагаю поиграть в игру, которую мы с вами придумали сами, прочитав закличку «Потеряла заря ключи».
Потеряла заря ключи,
Пора с поля домой идти.
- Кто ключи зари найдёт,
Тот с поля домой пойдёт.
Отозвались жнеи молодые, побросали серпы золотые:
- Мы зари ключи найдём
И с поля домой пойдём.
Воспитатель. – Молодцы мальчишки и девчонки! Я предлагаю вам подарить ключи сундучку, чтобы он рассказал о нашей игре и другим ребяткам.
Дети кладут ключи в сундук.
Воспитатель. – Тут и празднику конец, кто играл, тот молодец! Вы теперь много народных игр знаете. Сами играйте и своих друзей научите.
Инструктор берёт в руки сундук.
Воспитатель. – Сундучку пора в путь, в гости к другим ребятишкам, таким же, как вы, девчонкам и мальчишкам.
Воспитатель – Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим сундучку : «До свидания!»
До приятных, новых встреч!
Дети прощаются с сундучком, инструктор выходит из спортивного зала с сундучком в руках, дети возвращаются в группу.
Литература
Гостяева В. В., Штачникова Л. М. под общей редакцией Е. Ф. купецковой Дошкольникам о народной культуре Пензенского края. методическое пособие в помощь воспитателям дошкольных образовательных организаций. Часть 1. Часть 2. Пенза 2016 г.
Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М. : Просвещение, 1986.
Голубева В., Тетерюк В. Так играли наши предки. //Воспитатель ДОУ. 2007, № 4.
Федотова Т. Игры разных народов. //Воспитатель ДОУ. 2008, № 2.
Интернет источники.