Елена Грушкина
Спортивно-туристический поход «Тропа туриста» к Дню туризма
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представление детей об основах туризма.
Задачи:
-формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятельность,
- развитие интереса к туристической деятельности, здоровому образу жизни,
- развитие ловкости, выносливости, умения ориентироваться по карте,
- воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Описание практики
Туризм, как деятельность, можно рассматривать с разных сторон и в конце концов убедиться, что, занимаясь туризмом человек учится взаимодействовать с людьми проявляя качества взаимовыручки, сотрудничества, учится находить решение в сложных ситуациях. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая. Таким образом, можно сказать, что в походе происходит становление человеческого потенциала.
В рамках реализации проекта «Развитие детского туризма как условие освоения дошкольниками социокультурной и природной среды родного края», перед нами стояла задача – заинтересовать детей различными видами туризма, привлечь семьи воспитанников к активному отдыху. Работа в данном направлении ведется в нашем дошкольном учреждении совсем недавно. И начали мы её с общей подготовки юных туристов, а именно с теоретической части: с бесед и рассказов сопровождаемых просмотром мультфильмов и обучающих видео, презентаций таких как «Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник?», «Что такое туризм?», «Разнообразие туристических походов?» и др.
Краеведческая подготовка включала в себя формирование знаний о родном крае, практические навыки правильного поведения в природе. В топографической подготовке дети отрабатывали умения ориентироваться на местности, навык чтения схем, карт, познакомились с компасом. А также отрабатывалась физическая подготовка – это навык пеших прогулок, безопасное преодоление препятствий, овладение практическими навыками туриста (укладка рюкзака, палатки, вязка узлов, складывания различных видов костров).
Работа по развитию детского туризма строится таким образом, что полученные знания постоянно закрепляются и совершенствуются в игровой деятельности. Для этого нами были оформлены настольно-печатные игры, приобретены дидактические материалы на походную тему. Для родителей разработаны выпуски газет «Туристический вестник», информационные буклеты, включающие в себя разнообразные маршруты по городам Ярославской области. А от родителей получили обратную связь в виде карт маршрутов, фотографий, сувениров. Семьи воспитанников приняли активное участие во Всероссийской акции «Крепкая семья – сильная Россия».
Реализация практики
Турист: - Здравствуйте ребята, меня зовут Александр Николаевич! Я заядлый турист. Мне было бы интересно отправиться с вами в поход, а вам? (ответы детей). Предметы, которые помогут нам не заблудиться, вы узнаете, отгадав загадки.
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно-
На одном листе бумажном. (карта)
В кармане моем
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг. (компас)
Турист: - Перед туристическим походом предлагаю размяться.
Ноги устали не знают,
Смело по горам шагают.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Вот к болоту подошли,
Налетели комары. Прыгаем, хлопок другой. Комарики над головой.
(Прыжки на месте, руки вверху, выполняем хлопок в ладоши)
Чтоб в лесу не заблудиться,
Надо вместе потрудиться.
(Руки на поясе, ноги на ширине плеч, повороты вправо-влево)
А уставшая спина - это просто ерунда.
(Наклоны вперёд, руки на поясе)
Срок пришел, займись костром.
Подружись-ка с топором.
(Руки в замок, выполняем наклоны, пронося руки между ног)
Что бы жар костру поддать,
Всем руками помахать.
(Взмахи руками поочерёдно, левой-правой)
Турист: - Я уверен, что жизнь туристов полна веселых приключений, но она так же полна и риска. Первым делом необходимо собрать рюкзак.
Что в поход с собой возьмём,
Если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если "да" - в ладоши хлопни,
Если "нет" - ногою топни,
Только сильно не пыли.
Все понятно? раз, два, три…
Котелок, утюг, расчёска,
Пылесос, верёвка, соска.
Вездеход, бинокль, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок, подушка,
Ласты, мяч, коньки и клюшка,
Молоток, кусачки, нож,
Ну, а соль с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, самокат и конечно шоколад.
Турист: -Что ж, рюкзаки готовы. Можно отправляться. А можно ли, если неизвестен прогноз погоды? Туристу необходимо знать сводку погоды. На основании народных примет, записанных на карточках, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода.
1. Воробьи купаются в пыли. (Будет жарко)2. Идет дождь, и в лужах пузыри. (Дождь затяжной)3. Комары, летающие тучами после захода солнца. (К хорошей погоде)4. Ласточки летают низко над землей. (К дождю)5. Обильная роса по утрам. (К хорошей погоде)6. Муравьи закрывают ходы в муравейнике. (К дождю)
7. Закрываются цветки у белой кувшинки. (Перед дождем)
8. Листья папоротника-орляка закручиваются книзу. (К теплой погоде)
Турист: - С туристами в походе может случиться любая ситуация, сложностей и испытаний мы не боимся, правда? И с уверенностью знаем применение лекарственных препаратов, которые лежат в медицинской аптечке.
(Турист называет и показывает лекарственные препараты из аптечки, а дети называют область их применения).
1. Йод – средство, дезинфицирующее поврежденные кожные покровы.
2. Зеленка - средство, дезинфицирующее поврежденные слизистые покровы.
3. Аспирин – жаропонижающее.
4. Анальгин – обезболивающее.
5. Нашатырный спирт (аммиак) - при обморочных состояниях.
6. Активированный уголь – при отравлениях, болях в желудке.
Турист: - Отлично! Надеваем рюкзаки и в путь.
«Овраг»
-Ребята, на карте я вижу, что впереди овраг. Надо пройти по краю оврага, сохраняя равновесие. (ходьба боком приставным шагом)
Молодцы, вы очень смелые, ловкие, справляетесь со всеми преградами, а главное не забываете помогать друг другу.
«Завал»
-Что я вижу…дорога завалена шишками, нам нужно расчистить ее, чтобы продолжить путь. (метание шишек в мягкие конусы)
«Пещера»
-На пути у нас пещера, попробуем и ее преодолеть! Хорошо, справились!
«Извилистая дорога»
-А вот и извилистая дорога. (ходьба змейкой, обходя препятствия - конусы)
«Река»
- Перед нами река, и нужно переправиться на другой берег. (при помощи мягких обручей дети должны переправиться на другой берег)
«Привал»
- Вот и привал. Дорога была сложной, устанавливайте палатку, разводите костер … пора и подкрепиться. А вы знаете, что нет ничего более вкусного для настоящего туриста, чем рыба? Ну, тогда вы должны знать, что самая вкусная рыба - это рыба пойманная своими руками. (игра «Рыбалка») Вот какой большой улов у наших туристов, я рад за вас!
Турист: -Всем, кто не боится дальних дорог, кто ждёт с нетерпением встречи с солнцем, ветром, костром и палаткой … я говорю до новых встреч!
Из похода мы вернулись,
И устало - улыбнулись.
Вкусный нас обед всех ждёт -
Что ж, туристы, в сад вперёд!