Ксения Крать
Педагогический проект в старше-подготовительной группе «Спорт — здоровье. Спорт — игра!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в старше-подготовительной группе
«Спорт - здоровье. Спорт - игра!»
«Здоровье и счастье наших детей
во многом зависит от постановки
физической культуры в детском саду
и семье…»
Академик Н. М. Амосов
Актуальность проекта :
Самой актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей не только с врождёнными заболеваниями, но и с приобретёнными в процессе жизни дефектами здоровья.
Публикация «Педагогический проект в старше-подготовительной группе „Спорт — здоровье, Спорт — игра!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10 % среди детей, поступающих в школу. Такое положение дел связано не только со сложной экологической обстановкой и другими объективными причинами, но и с недостатком элементарных знаний о своём организме, сохранении и укреплении его здоровья.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни.
Приобщение к спорту даёт ребёнку физическую закалку, воспитывает выдержку, ловкость, быстроту реакции, укрепляет деятельность основных физиологических систем организма.
В процессе овладения спортивными играми и упражнениями у детей совершенствуются двигательные навыки и умения, воспитываются положительные черты характера, создаются благоприятные условия для формирования дружеских отношений в коллективе, проявления взаимопомощи.
Физическое развитие в дошкольных учреждениях всегда занимало не последнее место в воспитании ребят любого возраста, а в настоящее время приобрело еще более актуальное значение в связи с изменившимися требованиями к предшкольной подготовке.
В дошкольном возрасте у детей происходит бурное развитие организма. Активно формируется нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста, привитие им любви и интереса к физкультуре и спорту.
Однако отличительной чертой физического воспитания детей дошкольного возраста, является его органическая связь с умственным и социальным развитием. Поэтому оно предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, формирование волевых качеств, положительного отношения к физкультуре и спорту.
Важно найти способ привлечь внимание детей к ЗОЖ, физкультуре и спорту. И большую роль в этом играют подвижные игры, красочный доступный инвентарь, информационная работа. Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о ЗОЖ, следует уделять больше внимания для комплексного изучения данной проблемы. Убеждать ребенка в том, что здоровье – самое ценное, что есть у человека.
У большинства родителей не хватает времени для активного отдыха с детьми, не в каждом доме есть необходимый спортивный инвентарь для занятий спортивными играми и упражнениями. Дети дошкольного возраста проявляют к ним особый интерес, но имеют недостаточные знания, навыки и умения в играх и упражнениях. Это помогло определить тему проекта.
Проблема на которую направлен проект :
-плохое физическое здоровье у дошкольников.
-отсутствие культуры у родителей в вопросах воспитания и формирования ЗОЖ у дошкольников.
-отсутствие культуры общения детей в коллективе и культуры поведения в обществе.
-сложности в создании единого пространства развития ребёнка в семье и ДОУ, в привлечении родителей к воспитательно-образовательному процессу.
-отсутствие возможности у родителей из-за высокой занятости самостоятельно заниматься спортом вместе с детьми.
Тип проекта : досугово-познавательный,
Вид проекта : долгосрочный (октябрь 2016 – май 2017, Физкультурно-оздоровительный
Участники проекта : воспитатели, воспитанники старше-подготовительной группы, родители воспитанников
Цель: Повысить уровень знаний детей о разных видах спорта. Воспитывать устойчивый интерес к подвижным, спортивным играм, упражнениям. Развивать волевые проявления, положительные черты характера. Укреплять здоровье детей.
Цель достигается в процессе решения поставленных задач.
Задачи:
• ознакомление детей с разными видами спорта;
• развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
• расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений;
• расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;
• обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;
• формирование интереса к определенному виду спорта;
• формирование единого детско-взрослого коллектива.
• Формировать у детей отношение к спорту как средству физического развития и сохранения здоровья
• Привлечь родителей к совместным с детьми занятиям спортом
• Воспитывать потребность в здоровом и активном образе жизни
• Закрепить правила и двигательные умения в спортивных, подвижных играх и упражнениях.
• Формировать правильную осанку при выполнении упражнений, укреплять здоровье детей.
Для реализации необходимо:
1. физкультурный зал, спортивная площадка
2. спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей.
3. иллюстрации.
4. наборы открыток.
5. схемы по последовательности этапного освоения спортивных движений.
6. художественное слово и детская литература по ознакомлению и расширению представлений о спорте.
7. видеозаписи с трансляциями спортивных игр.
8. мультфильмы спортивного содержания.
9. оснащение спортивного зала необходимым спортивным инвентарём.
10. атрибуты к подвижным играм.
11. дидактические игры.
Продолжительность проекта : (Октябрь 2016 - май 2017 г.)
Основные формы реализации проекта :
• интегрированные занятия
• работа с познавательной литературой
• прогулка в двигательной активности
• физкультурные досуги
• дни здоровья
• участие в соревнованиях
• посещение соревнований и спортивных мероприятий
Данный проект поможет.
• Повысить интерес к спорту.
• Сформировать положительный эмоциональный тонус. (Что является важной предпосылкой здоровья)
• Дополнить спортивным инвентарём оборудование физкультурного зала.
Ожидаемые результаты.
• Увлечение детей спортивными, подвижными играми.
• Овладение навыками спортивных игр и упражнений.
• Повышение уровня развития физических качеств и физической подготовленности.
• Укрепление здоровья. (Снижение заболеваемости)
• Формирование навыков игры в команде, чувстве сплоченности.
• Воспитание выдержки, толерантности, самоконтроля.
• Развитие и укрепление крупных, мелких мышц рук, увеличение подвижности суставов.
Основные принципы:
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровье сберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация оздоровительных и профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип индивидуального подхода и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
План реализации проекта :
Выявление уровня знаний детей о спорте, отношение к спорту в семье, желание заниматься спортом)
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Заключение договоров о сотрудничестве с определенными организациями (дошкольными, школьными, государственными) и общественными объединениями.
4. Изучение компетентности родителей по теме проекта
• Подбор стихотворений, пословиц о спорте;
• Анкетирование родителей;
• Консультации для родителей;
• Подбор необходимой литературы;
• Выполнение родителями и детьми домашних заданий:
(сочинение сказки «Игрушки и спорт», изготовление поделок на спортивную тему, создание семейного фотоальбома «Мы со спортом крепко дружим», изготовление атрибутов для спортивного уголка).
Подготовительная работа:
Чтение рассказов о спорте, спортсменах.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов спорта.
Знакомство со спортивной символикой.
Основной этап.
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
3. Пропаганда знаний о значении спорта в жизни ребёнка для родителей воспитанников.
4. Создание базы данных об учреждениях физкультуры и спорта города Москвы и ближайшего Подмосковья.
5. Посещение соревнований и спортивных мероприятий различного уровня (спортивные праздники, эстафеты, кроссы, тренировки спортсменов и команд и др.) .
1. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
2. Составление семейных мини-проектов «Физкультура в нашей семье».
3. Организация тематических выставок, создание фотогазет, мини-презентаций.
• Рисование рисунков на тему: «Физкультура и спорт в нашей семье»
• Проведение интегрированной образовательной деятельности
• Чтение книг о видах спорта;
• Разучивание стихотворений, пословиц о спорте;
• Беседы с детьми: «Спорт в нашей семье»;
• Оформление папки-ширмы «Игры, которые лечат»;
• Блиц-опрос детей «Почему мне нравятся физкультурные занятия?»
Формы работы:
•Анкетирование детей и родителей
•Экскурсии, тематические прогулки
•Цикл познавательных занятий
•Продуктивная деятельность
•Спортивные мастер-классы
•Совместные спортивные мероприятия
•семейные мини-проекты
•составление картотеки музыкально-речевого материала (стихи, песни о спорте)
•Выпуск спортивной энциклопедии
•Создание видеотеки материалов о спорте
•Создание «Библиотеки о спорте для детей»
•Оборудование мини-музея спорта
•Проведение социальных акций
•Организация выставок
•Ведение дневников спортивных достижений детей
Работа с родителями:
Папка-передвижка с подборкой материалов о здоровом образе жизни, необходимости привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом.
Папка-передвижка с подборкой материалов об Олимпийском движении.
План работы по реализации проекта
№ Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
Организация работы с педагогическим коллективом. Составление плана работы по реализации проекта «Спорт-здоровье, спорт-игра!».
воспитатели
Подбор методической литературы для реализации данного проекта.
Составление плана работы и разработка конспектов для организации образовательной деятельности с детьми в группе.
1. Родительское собрание “Участвуем в проекте “ Спорт-здоровье, спорт-игра! Воспитатели
2. Разработка памяток для родителей «Влияние физических упражнений на здоровье ребёнка» Воспитатели
родители
3. Составление плана мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ Воспитатели
Основной этап
1. Анкетирование родителей (Приложение №1) Воспитатели
родители
2. Проведение спортивного праздника “Папа, мама, я – спортивная семья!” (Приложение № 3) Воспитатели
родители
3. Участие в районных спартакиадах. Воспитатели
4. Занятия с детьми:
• “Путешествие в страну знаний” (приложение №5)
• “С утра до вечера” (приложение №6)
• “Красота души и тела” (приложение №7)
• “Будем стройные и красивые”(приложение №8) Воспитатели
5. Рисование на тему: “Виды спорта” Воспитатели
6. Досуг для детей “Веселые старты” (Приложение №4) Воспитатели
7. Проведение недели здоровья (Приложение №2) Воспитатели, методист, родители
Заключительный этап
1. Оформление плакатов “здоровый образ жизни” Воспитатели
родители
2. Выставка рисунков детей: “Виды спорта” Воспитатели
3. Подведение итогов реализации проекта Воспитатели
Заключительный этап
• Выставка рисунков «Физкультура и спорт в нашей семье»
• Выставка семейных фотоальбомов «Мы со спортом крепко дружим»
• Совместное посещение стадиона, спорткомплекса
• Изготовление фотогазеты «Спортивное детство наших родителей»
• Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Презентация проекта
Ожидаемый результат проектной деятельности :
Сформированность знаний детей об истории Олимпийского движения, чемпионах нашей страны;
Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом;
Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.
Список литературы по данной теме
1. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пособие / М. П. Асташина. – Омск, 2002
2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии — М. : Физкультура и спорт, 1991
3. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М. :Скрипторий, 2007 – 160с.
4. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Сфера, 2005
5. Воротникина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М. : Энас, 2006
6. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
7. Глазырина, Л. Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. – М., 1999
8. Зайцев А. А., Конеева Е. В., Полещук Н. К., Соллогуб С. А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1997. — 71 с
9. Здоровый малыш : Программа оздоровления детей в ДОУ /Под ред. З. И. Бересневой. – М. : ТЦ Сфера, 2003
10. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007
11. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, 2-е изд. — М. : Просвещение, 1978
12. Коротков И. М., Былеева Л. В. и др. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М. : Спорт Академ Пресс, 2002. – 229 с.
13. Кудрявцев В. Т. “Рекорд — Старт” : Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования (Общие положения, основные программы и подпрограммы области). — М., 1998
14. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград. : Учитель, 2007
15. Моргун И. Н. Физкультурное образование детей 5-6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Дис. канд. пед. наук, Ставрополь, 2002, 180 с.
16. Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М. : Просвещение, 2004