Приложение МААМ

Спорт против этнической нетерпимости (воспитание толерантности у дошкольников)

людмила болдырева
Спорт против этнической нетерпимости (воспитание толерантности у дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы

Спорт, являющийся своеобразным универсальным языком человеческого общения способен стать мощным средством укрепления мира, толерантности и взаимопонимания. Благодаря своей способности объединять людей, невзирая на границы, культуры и религии, он может способствовать терпимости и примирению.

Публикация «Спорт против этнической нетерпимости (воспитание толерантности у дошкольников)» размещена в разделах

О, спорт, ты – мир! Эту фразу любил повторять французский деятель, историк, педагог и литератор барон Пьер де Кубертен, основоположник международного Олимпийского движения. Будучи по натуре романтиком, он мечтал сделать наш мир совершеннее и прекраснее. Барон считал, что «молодежь мира» должна мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв.

Олимпийские игры возникли а Древней Греции в 776 г. до н. э. и являются с тех пор единственными в своем роде всемирными спортивными состязаниями, предоставляющими прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами разных стран. Во время проведения Олимпиады в Древней Греции запрещались военные действия. Спорт был своеобразным символом перемирия.

Участие представителей различных этнических групп в составе спортивных команд укрепляет межэтническую солидарность и толерантность в обществе. Когда-то в советские годы прославляли советский спорт в мире и одновременно поднимали престиж своих народов белорус Сергей Бубка, татарин Ринат Дасаев, осетин Сослан Андиев, казах Серик Конокбаев, узбек Руфат Рескиев и другие. Сегодня прославляют российский спорт татарин Марат Сафин, дагестанец Мурад Умаханов, осетин Тамерлан Тменов, тувинец Аяс Монгуш и многие другие.

В феврале 2014 года наша страна принимала гостей со всего мира на XXII зимних Олимпийских играх, которые стали еще одним подтверждением того, что спорт – это мощное средство взаимопонимания между людьми разных национальностей и религий.

Закладывать основы толерантности лучше всего в детстве, когда ребенок наиболее восприимчив для этого, он еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Знакомство с традициями разных народов, формирование толерантности у детей должно проходить через все виды двигательной активности. И прежде всего через игру. Она способствует тесному общению детей, установлению контактов; в игре дошкольники учатся вступать в отношения со сверстниками и регулировать их. Подвижные игры создают благоприятные условия для формирования важных нравственных качеств: умение проникаться общими интересами, радоваться успехам товарищей, проявлять желание оказать помощь.

Старшие дошкольники осваивают подвижные игры, в которых участники делятся на команды (эстафетные игры). В играх этой группы ясно видна роль каждого участника в достижении общего результата. Дети наглядно убеждаются в преимуществе общих усилий и начинают осознавать, что успех выполнения заданий во многом зависит от умения действовать согласованно с другими.

Разъяснение правил, своевременное напоминание об их выполнении, оценка поведения детей воспитателем – все это способствует формированию положительного опыта игрового общения. Например, для выбора ведущего, чтобы избежать конфликтов поможет использование считалки или жеребьевки.

Знакомя ребят с правилами, необходимо обращать внимание на очередность действий, особенности поведения: не торопить и не подталкивать других игроков, спокойно ждать своей очереди; закончив задание, занять свое место в конце звена; при передвижении следить за своими партнерами; стремиться к честному соперничеству. От четкости выполнения задания зависит выиграет звено или нет. При подведении итогов игры необходимо отметить самую дружную команду, подчеркивая при этом, что именно дружба, умение договориться и поддерживать друг друга помогли ребятам быстрее справиться с заданием.

Приобретенные в подвижных играх навыки положительных взаимоотношений должны служить прочной основой для проявления у играющих чувства товарищества, взаимовыручки, способности заботиться об общем успехе, а не только о своих результатах.

Задача педагога заботиться о развитии дружеских взаимоотношений, создавать условия для их возникновения. Для этого в течение года можно провести с детьми серию физкультурных развлечений по теме: «Друг в беде не бросит», «Поможем другу», «Если с другом вышел в путь». Цель этих развлечений - закреплять и обобщать представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам. Поддержанию интереса способствует использование сказочных сюжетов. На примере сказочных персонажей, которые приходят на занятие или физкультурные досуги, демонстрируются позитивные образцы выхода героев из затруднительных ситуаций, помогают преодолевать трудности, спасают попавших в беду. Например, дети с удовольствием помогают Ивану Царевичу освободить Василису Прекрасную.

Через умело организованную игру у детей развиваются смелость, дружба, коллективизм. Этому способствует знакомство детей с играми разных народов. Например, в украинской игре «Колдун» дети, не смотря на опасность самому быть пойманным, стремятся выручить друга. Китайская игра «Поймай хвост дракона», молдавская «Редьки» способствуют сближению ребят, умению действовать слаженно. Кроме того, народные игры отражают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои (например, башкирская игра «Юрта», дагестанская «Надень папаху», татарская «Тимербай», игры народов Севера «Каюр и собаки», «Рыбаки и рыбки» и др.).

Формирование дружеских взаимоотношений, терпимости, умение уступать друг другу и приходить на помощь можно осуществлять при использовании здоровьесберегающих технологий. Например, в пальчиковой гимнастике «Гости» дети обращаются друг к другу по именам и приглашают в гости, при этом выполняя гимнастику: Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди.

А, Никитушка, ну пожалуйста! (Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках). «Строим дом», «Дружба» и др.

Особенно заметно происходит объединение ребят на занятиях в спортивной секции «Северное многоборье», где они не только объединены стремлением к достижению определенной цели, но и узнают национальный колорит, обычаи и традиции народов Севера, что также способствует формированию нравственных качеств.

Семья – начальная ступень, именно в семье, среди близких и родных людей, ребенок учится сопереживать, волноваться чужим печалям, радоваться радостям другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь.

Именно поэтому родители являются активными участниками спортивных праздников и болельщиками различных соревнований с участием их детей.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Что такое толерантность? Консультация для родителей. Что такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском.

Дни толерантности в детском садуДни толерантности в детском саду Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное, то, на чем стоит планета в h3][/h3]ся». Международный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Спорт против этнической нетерпимости (воспитание толерантности у дошкольников)
Опубликовано: 4 октября 2014 в 18:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Спорт против этнической нетерпимости (воспитание толерантности у дошкольников)» (включая файлы) размещена пользователем людмила болдырева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД