Папки-передвижки

Специфика работы инструктора по физической культуре в группах комбинированной направленности

Зеновский Илья
Специфика работы инструктора по физической культуре в группах комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика работы инструктора физической культуры

в группах комбинированной направленности

В настоящее время до 5% детей в России сталкиваются с разными ограничениями в здоровье, более известными как ОВЗ.

Дети с ОВЗ – это дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения (физические, психические интеллектуальные) и нуждаются в особом внимании, создании специальных условий, поддержке со стороны общества.

Хочу зацитировать слова Льва Семеновича Выгодского:

«Необходимо не только корректировать нарушения у детей с ОВЗ, но и помогать активному развитию ребенка»

Основные категории ОВЗ: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, все виды умственной отсталости, задержка в развитии, патологии в общении и поведении, дефекты средней и высокой степени сложности.

Цель работы с больными детьми

Дети с ограниченными возможностями здоровья часто не могут интегрироваться в общество, поэтому особо нуждаются в реабилитационных мероприятиях.

Процесс работы с такими детьми направлен на создание среды, где каждый ребенок имеет равные возможности для развития навыков и способностей.

Целью является факт интеграции детей с ОВЗ в общество, обеспечение доступа к качественному образованию. Отличительная особенность – индивидуальный подход к детям, учет их различий и специфических потребностей.

Существует много методов и стратегий, используемых при работе с детьми с ОВЗ. Это адаптация учебных планов, использование специальных образовательных технологий и индивидуальных программ обучения, разработка проектов по поддержке.

Эффективные методы работы

Взаимодействие с детьми с ОВЗ требует применения специально разработанных для этих целей. Рассмотрим методы, которые используются при работе с ними:

1. Индивидуальный подход. Ребенок с ОВЗ нуждается в схеме работы, которая учитывает его особые потребности и ограниченные возможности. К примеру, адаптация материалов и методик к уровню развития и способностям ребенка, использование индивидуальной обучающей программы и т. д.

2. Визуализация. Многие дети лучше понимают информацию, которую они видят, а не слышат или читают. Поэтому создание визуальных материалов (картинок, диаграмм, схем) помогает ребенку хорошо воспринимать и запоминать материал.

3. Игры и активность. Игровой подход с элементами активности – действенный способ обучения детей с ОВЗ. Он используется для получения знаний, повторения материала, улучшения моторики, развития социальных навыков.

4. Коммуникация и социализация. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Важно создать для них комфортную обстановку, где они могут свободно выражать свои мысли и чувства, а также поддерживать развитие их социальных навыков.

5. Позитивный подход. Позитивное отношение, поддержка и поощрение достижений педагогами способствуют повышению уверенности и мотивации ребенка.

Дети с ОВЗ постоянно сталкиваются с ограничением двигательных возможностей, в отличие от нормотипичных детей, для которых двигательная активность естественна и доступна в повседневной жизни.

Одним из уникальных средств воспитания таких детей (ОВЗ) является адаптивная физическая культура — подход к физической активности, ориентированный на их реабилитацию и успешную адаптацию в нормальной социальной среде. Возможность заниматься физическими упражнениями способствует развитию физических и психологических возможностей ребенка с ОВЗ, повышает его самооценку, а также помогает установить социальные связи и стать активным участником общества.

Физическая активность для детей с ОВЗ особенно важна, так как дает возможность общаться, позволяет на время забыть о проблемах, поверить в свои силы и способности, а также проявить лидерские качества. Регулярные физические упражнения у детей с ограниченными возможностями способствуют тренировке сердца, нормализации артериального давления, увеличению силы и выносливости, гибкости и координации движений.

Цели физического развития детей с ОВЗ

Основная цель- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Какие функции выполняет АФК

Выготский писал о том, что необходимо не только корректировать нарушения у детей с ОВЗ, но и помогать активному развитию ребенка. Адаптивная физкультура полностью выполняет эти задачи, так как выполняет несколько функций:

• реабилитационную — помогает детям с ОВЗ восстанавливать физические качества, улучшает подвижность и координацию движений;

• социальную — совершенствует коммуникацию и способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;

• психологическую — повышает эмоциональное состояние и самооценку детей с ОВЗ, способствует снижению уровня тревожности и депрессии;

• коррекционно-педагогическую — помогает справляться с различными трудностями, возникающими из-за проблем со здоровьем, прививает необходимые навыки и обучает компенсаторным механизмам;

• профилактическую — укрепляет иммунную систему, улучшает циркуляцию крови и снижает уровень стресса, чем предотвращает развитие ряда болезней.

Как занятия адаптивной физической культурой влияют на детей с ОВЗ

Занятия АФК оказывают положительное влияние на детей с ОВЗ сразу по нескольким направлениям:

• физическое развитие — открываются резервные возможности организма, укрепляются мышцы, улучшается гибкость, координация, моторика, общая физическая форма;

• психологическое благополучие — вырабатываются позитивные эмоции, повышается самооценка, ведь даже маленькие победы приносят уверенность в себе;

• социализация — устанавливаются социальные связи, появляется возможность общаться с другими детьми;

• укрепление здоровья — улучшается состояние здоровья в целом и повышается выносливость;

• повседневная жизнь — дети с ОВЗ легче справляются с будничными задачами, учатся обслуживать себя самостоятельно.

При выполнении упражнений дети также развивают речь и интеллектуальные способности, так как физическая активность стимулирует нервную систему и мозг.

Современные подходы и технологии применения АФК для детей с ОВЗ

Современные подходы к процессам социальной реабилитации и адаптации свидетельствуют о том, что адаптивная физическая культура является эффективной технологией физического и социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура призвана, используя сохранные функции, остаточное здоровье и психофизический потенциал умственно отсталого ребенка, максимально реализовать его возможности для полноценной жизни, самостоятельности, социальной активности и социализации.

Для решения поставленных задач применяют следующие образовательные технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная.

1. Личностно-ориентированные технологии- организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности. Формирование у нормально развивающихся сверстников чувства толерантности, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности.

Уроки ориентированы на личные показатели ученика. Для этого в первую очередь:

- вижу в каждом ученике уникальную личность;

- создаю различными приемами ситуацию успеха;

- понимаю причины детского незнания и неправильного поведения и

устраняю их, не нанося ущерба достоинству, «Я – концепции» ребенка.

Приступая к работе, я определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет: учет состояния здоровья, пола,

физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

Для определения нагрузки использую различные подходы и методы:

визуальное наблюдение за внешними признаками облика учеников и манере их поведения на уроке, которые дают представление о степени нагрузки: учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов, интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники физических упражнений, осанка, поведение и т. д. Метод пульсометрии – определение частоты сердечных сокращений, который помогает оперативно судить о соответствии предлагаемых заданий возрастным особенностям учащихся, уровню их физического развития и подготовленности.

В подготовительной части урока моя задача создать у детей положительный эмоциональный настрой. Наша встреча всегда начинаться с доверительного и доброжелательного приветствия.

На каждом уроке при выполнении заданий соблюдаю дидактический принцип «от простого к сложному». Упражнения усложняю в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Для этого использую приемы обучения: рассказ, показ, имитация с предметом, стоя на месте, в движении. С целью поддержания интереса обучающихся и учета их психофизических особенностей, применяю разнообразные формы организации обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный. Индивидуальную работу использую при отработке определенных умений и навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в кольцо). Групповую тогда, когда есть необходимость выполнения и отработки действия (передачи, взаимодействия и т. д.).

Для большей эффективности урока ориентируюсь на создание ситуации успеха, на индивидуальный подход к учащимся, сравниваю детей не друг с другом, а с ним самим, использую метод поощрения для стимулирования деятельности учащихся, привлекаю ребят на уроках для судейства подвижных игр, для проведения общеразвивающих упражнений.

Для объективной оценки достижений использую методы самооценивания и взаимооценивания. Самооценивание дает ученикам возможность соотносить свою деятельность с критериями оценивания, анализировать свои возможности и проблемы.

2. Здоровьесберегающие технологии- создание в группе обстановки комфорта, а именно следить за тем, как падает свет, менять местоположение учащегося, проведение физкультминутки на снятия напряжения мышц глаз, руки, кисти, применение упражнений на развитие мелкой моторики.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в системе образования, выделяет несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям адаптивной физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

· гигиенические факторы;

· оздоровительные силы природы;

· средства двигательной направленности.

На уроках адаптивной физкультуры дети получают возможность много двигаться. Подвижные игры и физические упражнения, которые оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, закаливание организма в допустимое погодой время проводятся на свежем воздухе.

Активно использую на уроках игровые упражнения и упражнения с предметами, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию. Упражнения на релаксацию проходят в заключительной части урока, как под музыку, так и в тишине. При подборе музыки, выбираю спокойную классическую музыку, звуки леса, воды, пение птиц.

Дыхательная гимнастика используется мною в разных частях урока. По характеру движений разделила упражнения на три группы:

1 группа – неподвижные (выполняются в неподвижном положении стоя или сидя).

“Звуки животных”.

«Повтори».

2 группа – движения на месте (выполнятся на месте без продвижения вперед).

Упражнение «Топор»

Упражнение «Насос»

3 группа – с продвижением вперед (выполняются при ходьбе).

«Каратист». «Танцор».

Во время проведения такой гимнастики дети успокаивается, организм насыщается кислородом, обменные процессы в мозговой ткани усиливаются и ускоряются. Регулярное выполнение таких комплексов помогает школьникам избежать и противостоять стрессам, подготовиться к следующим занятиям, спокойно справляться с учебной нагрузкой.

Большое внимание на занятиях АФК уделяю коррекции двигательных навыков и профилактики появления сопутствующих заболеваний. Для этого использую комплексы упражнений для формировании правильной осанки, укрепление свода стопы, развитию крупной и мелкой моторики.

3. Игровые технологиии- использование игр, имеющих общеразвивающий и специализированный характер, направленных на коррекцию, профилактику нарушения.

Игровые технологии - активизируют деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая технология применяется мною практически на всех занятиях и на разных этапах.

Коррекция речевых нарушений на занятиях физической культуры

У детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

наиболее эффективным средством развития и коррекции моторной организации детей с ограниченными возможностями здоровья является использование на физкультурных занятиях игр и игровых упражнений с предметами.

Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.

Почему с мячом?

Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не требуют большого пространства.

С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение.

Вывод:

Слаженность в работе воспитателя с инструктором по АФК и родителями - залог хорошего результата, тем более что деятельность всех педагогов, родителей и специалистов направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей.

А использование различных форм взаимодействия помогает повысить эффективность работы по оздоровлению детей; сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в своей семье.

Публикации по теме:

Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуреЦиклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Морозовой Марины Владимировны на 2017 – 2018 учебный год.

Годовой отчёт инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный годГодовой отчёт инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год Представляю вашему вниманию свой годовой отчёт о проделанной работе за 2016-17 учебный год. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый.

Годовой отчет инструктора по физической культуре за 2017–2018 учебный годГодовой отчет инструктора по физической культуре за 2017–2018 учебный год Развитие детей и укрепление их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика работы инструктора по физической культуре в группах комбинированной направленности
Опубликовано: 16 января 2025 в 11:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика работы инструктора по физической культуре в группах комбинированной направленности» (включая файлы) размещена пользователем Зеновский Илья (УИ 3523095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД