Кравченко Елизавета Александровна
Специфика протекания конфликтных ситуаций у обучающихся младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Межличностный конфликт можно рассматривать, как один из способов проявления социализации. В процессе конфликта ребенком осознается, какие способы поведения можно выбирать в той или иной ситуации, а что делать не следует.
Так же, значительную роль в протекании межличностных конфликтов имеет характер деятельности учеников в школе. Это оказывает влияние и на социальную ситуацию, окружающую школьников, характеризует устройство их жизни и круг интересов. Множество межличностных конфликтов среди учеников происходят в связи с появлением потребности быть лидером в своем классе: конфликт может возникнуть между уже устоявшимся лидером и еще только набирающим авторитетность лидерства членом этой малой группы. Также конфликтные ситуации могут зарождаться при взаимодействиях лидеров всех малых групп класса, каждый из которых может выдвигать свою кандидатуру на признание своего авторитета и лидерства всем классным коллективом. При этом в межличностные конфликты лидерами втягиваются сторонники, в связи с чем расширяется масштабность конфликта.
Публикация «Специфика протекания конфликтных ситуаций у обучающихся младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2023
Одновременно, необходимо разобрать конфликт между личностью и группой. Данный вид имеет много общего с межличностным конфликтом, однако, он более многоплановый.
Ильин Е. П. в своей работе указывает, что группа представляет собой целую систему отношений, организованную определенным образом, в ней, как правило, имеются лидеры формальный и / или неформальный а так же, различные структуры по типу субординации. В связи с этим, потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. В группах неформального характера устанавливаются свои собственные нормы поведения, содержание общения. Каждый член подобной группы вынужден их соблюдать (отступление от общепринятых норм рассматривается группой рассматривает как негативное явление, происходит конфликт между личностью и группой). [34,c.270] По мнению Воробьевой А. В. конфликт протекающий между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. При конструктивном сценарии разрешение конфликта способствует укреплению отношений личность-группа, формированию личностной и групповой принадлежности и интеграции. При развитии деструктивного сценария, напротив, происходит отторжение личности и групповая дезинтеграция. Так же, в данном контексте можно рассматривать межгрупповой конфликт. Он возникает из-за противоречий и ценностных установок в различных группах. [17,c.63]
Д. Б Эльконин, в своем учебном пособии, предлагает рассматривать конфликт, независимо от его вида – как важную сторону взаимодействия индивидов в обществе, одну из сторон социальной ситуации. Это динамичный процесс, в котором два (или более) субъекта или группы активно ищут возможность вступить в конфронтацию достичь определенной цели, изменить взгляды и социальные позиции других участников конфликта [25, с. 96]
Возникновению любого конфликта, т. е. переходу конфликтной ситуации в конфликт, предшествует инцидент. Например, агрессивное поведение ребёнка в ответ на какие-либо требования, предъявляемые учителем, или грубые действия одноклассника, проявление негативных эмоций, угроз, ультиматумов и др. Инцидент возникает тогда, когда обе стороны принимают решение вступить в открытое противоборство. На этой стадии конфликт ещё можно остановить
А. Г Долгова выделяет пять наиболее выраженных стратегий поведения младших школьников в межличностном конфликте. [27, c.70]
Соперничество. Данная стратегия предполагает, что ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого, любыми способами. Он идет на открытое противостояние, игнорирует потребности и интересы товарища, не дорожит существующими взаимоотношениями. Действует активно, напористо, воинственно отстаивает собственную позицию. [27, c.70]
Уход. При этой стратегии, один или оба участника конфликта уклоняются от прямого столкновения, отказываясь как от своих интересов, не принимая при этом интересы партнера, а так же от сложившихся взаимоотношений. Стратегия малопродуктивна, но при условии несущественности конфликта данная форма поведения может быть приемлема. Причина конфликта в ближайшее время будет забыта, а неприятного столкновения просто не происходило. [27, c.71]
Уступка. Эта стратегия предусматривает, что один из участников конфликта идет на уступки, отказывается от своих притязаний. Второй участник конфликта достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившейся ситуации. «Данная стратегия может причинить много вреда, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы. В такой ситуации он будет вынужден вследствие своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Однако, может быть иначе: ребенок сознательно ради дружбы, или других моральных интересов, поступается своими потребностями, проявляя жертвенность». [27, c.71]
Компромисс. «Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам». [13, c.48]
Сотрудничество. Данная стратегия располагает обоих участников стремиться к взаимному выигрышу. «Это совместная активность, направленная на наиболее полное удовлетворение потребностей конфликтующих сторон при сохранении взаимоотношений. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участникам необходимо стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве – добиться оптимального взаимного результата». [27, c.72]
Таким образом, мы рассмотрели сущность понятия «конфликт», изучили его трактовку в трудах различных психологов, установили причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте. Это как личностно-психологические причины, так и социально-психологические.
Отличительными особенностями межличностного конфликта в начальной школе являются :
1. противоборство младших школьников происходящее, как правило, в стенах школы и непосредственно на основе столкновения их личных мотивов;
2. межличностный конфликт в среде детей младшего школьного возраста охватывает практически все стороны отношений между детьми;
3. высокая эмоциональность, противоборство интересов, а так же, вовлечение окружающих их учеников и учителей.
В поведении младших школьников на протяжении всего конфликта выделяются пять основных стратегий. Это соперничество, компромисс, уход, уступка, сотрудничество. Чтобы минимизировать последствия конфликтов, необходимо своевременно осуществлять профилактические мероприятия.