Людмила Моисеева
Значение конкурсной деятельности в развитии профессионального мастерства педагогов
▼ Скачать
1 слайд: Система образования её модернизация меняет представления о педагоге современного образования, государство и общество предъявляют к педагогу всё более высокие требования. В современных условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, который вступил в силу приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1115 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», возрастает потребность педагога в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации в профессии.
Публикация «Значение конкурсной деятельности в развитии профессионального мастерства педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Эффективному развитию отечественной системы дошкольного образования, широкому внедрению в практику современных методик и подходов к воспитанию и обучению, и развитию профессиональных компетенций способствует участие в конкурсном движении педагогов.
Современный педагог должен постоянно повышать своё профессиональное мастерство, а это - сложное комплексное образование, присущее личности педагога, формирующееся постепенно под воздействием разных факторов. Поэтому, главной задачей руководителя является создание возможных факторов повышения мастерства педагогов, одним из которых является конкурсное движение.
2 слайд: Конкурсное движение для педагога это :
• профессиональный рост;
• изучение и освоение педагогического опыта;
• определение своего места в профессиональном социуме, получение оценки собственной деятельности;
• возможность заявить о себе;
• широкое профессиональное общение;
• возможность повлиять на рост престижа профессии.
Конкурсное движение решает следующие задачи:
• выявляет лучших педагогов;
• оценивает профессионализм участников;
• способствует поддержке и поощрению лучших педагогов;
• создает условия для обмена опытом и распространения идей по обновлению содержания и технологии профессиональной деятельности педагогических работников.
3 слайд: Но, несмотря на всё это, администрация учреждения сталкивается с некоторыми проблемами, такими как пассивность и сопротивление педагогов к участию в конкурсе, внутренней неготовностью педагогов к самореализации, отсутствие ситуации, когда у педагогов появляется потребность к участию в конкурсах. Ведь для педагогов участие в конкурсах – это дополнительные умственные, физические, материальные и психологические нагрузки.
Как привлечь и замотивировать педагога к участию в конкурсной деятельности?
1. Мотивация педагогов – это система, выстроенная методической службой, администрацией учреждения, которая приводит педагога к успеху. Система мотивации может быть создана следующим образом:
• Система поощрения за высокие результаты;
• Присвоение особого статуса успешным педагогам;
• Информирование всего коллектива о позитивных результатах;
• Формирование определенного мнения о самом процессе конкурса.
2. Поддержка педагогов. Опрос педагогов показал, что наибольшее затруднение у педагогов вызывает процесс подготовки к конкурсу. Поэтому одним из способов привлечения педагогов к конкурсному движению является поддержка педагога, оказание ему содействия со стороны администрации и методической службы дошкольного учреждения, что позволяет педагогу поверить в свои силы, перебороть робость и неуверенность в себе. Для этого можно использовать:
• мастер-классы;
• индивидуальные консультации;
• психологические тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, повышение стрессоустойчивости;
• формирование профессионального мастерства педагогов через организацию конкурсного движения в детском саду;
• школа молодого педагога и наставничество, где опытные педагоги-стажисты своим примером показывают всю важность участия в конкурсах молодым педагогам.
4. слайд: В нашем дошкольном учреждении конкурсам придается особое значение. На протяжении многих лет на базе учреждения проводятся различные смотры-конкурсы, заданные годовыми задачами, что помогает не только опытным педагогам, но и молодым специалистам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства. Разрабатывая смотры-конкурсы, мы стараемся ставить педагогов в позицию исследователя, затрагиваем те вопросы, в которых они испытывают трудности, тем самым мотивируя их на преодоление собственных затруднений, повышаем потребность в самосовершенствовании. При подготовке к смотру-конкурсу педагоги анализируют развивающую предметно-пространственную среду, просматривают критерии оценивания конкурса и в соответствии с этим создают методические и наглядные пособия, игры, картотеки, лэпбуки по определенной тематике. Особое внимание при подготовке к конкурсу обращается на создание игр в совместной деятельности с детьми и родителями и индивидуализации образовательного пространства. При подготовке к конкурсу педагоги вносят изменения и в пространство группы, исходя из принципов построения развивающей среды : трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы.
5. слайд: Продуктами смотров-конкурсов может быть пополнение РППС, тематическое оформление к праздникам, подготовка к значимым мероприятиям и событиям ДОУ, пополнение методической копилки педагога т. к. в процессе конкурсной деятельности они систематизируют материалы о собственном педагогическом опыте. Для многих педагогов это является началом в дальнейшей научной работе. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и понимание того, что накоплен педагогический опыт, намечены пути для дальнейшего развития.
Также педагоги-наставники нашего учреждения помогают молодым педагогам принимать участие в дистанционных конкурсах, благодаря которым педагоги учатся грамотно использовать ресурсы сети «Интернет», осознают, что сфера их деятельности представляет собой открытое образовательное пространство, где они могут поделиться опытом с другими педагогами. Трансляция своего педагогического опыта в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от воспитательно-образовательного процесса, развивать навыки педагогической рефлексии и презентационных умений.
6. слайд: Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов, является неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность педагога в конкурсном движении. Для того чтобы конкурсное движение развивалось, необходимо поддерживать педагогов, которые во многом определяют перспективы, стремятся к новым достижениям и доказывают это реальными делами и результатами.
Подготовить педагогов к конкурсам – это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность, которая складывается из умения находить информацию, адекватно её передавать, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей. Роль руководителя и состоит в том, чтобы разглядеть эту команду, скоординировать её взаимодействие на всех этапах и при наличии специальной подготовки и опыта быть наставником и первым экспертом. Как показал опыт работы, признание собственных заслуг тоже повышает тонус – ведь помочь одерживать маленькую победу педагогу руководителям очень даже по силам.
Самые интересные находки педагоги могут прорекламировать перед своими коллегами на планерках и педагогических советах. Во время презентации педагоги представляют свои пособия, обращают внимание на изготовление и применение их в совместной и самостоятельной деятельности детей. Методические пособия, которые педагоги разработали к конкурсу в учреждении, в дальнейшем мы представляем на конкурсах других уровней и получаем призовые места. Таким образом, конкурсное движение не заканчивается получением диплома в детском саду, а имеет дальнейшее развитие.
Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Ведь именно благодаря родителям и их участию предметно-пространственная среда в группе может стать качественной и эстетичной. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Таким образом, конкурсная деятельность в целом – один из способов мотивации педагога к активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения профессиональной компетенции. Качество образования и уровень педагогов, формирующих это качество – взаимосвязанные и взаимозависимые понятия.
Двадцать первый век внёс масштабные изменения в систему образования. Поток информации, получаемый детьми, требует повышения кругозора и роста педагогических знаний со стороны их педагогов. Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Истинное знание – это индивидуальное знание, которое формируется из опыта собственной деятельности.
7 слайд: В настоящее время конкурсы стали неотъемлемой частью жизнедеятельности образовательных организаций и представляют собой компонент научно-методической работы, организованной на повышение профессионального мастерства педагогов.
Педагоги дошкольного учреждения делятся опытом на городских и окружных методических объединениях. Ежегодно выступают на научно-практических конференциях, проходящих в Иркутском государственном педагогическом институте. Статьи из опыта работы вошли в сборники материалов конференций, расширяется работа педагогов, детей и родителей в интернет-ресурсах, коллектив продолжает творческую и профессиональную деятельность на новом витке образовательной работы. Педагоги стали победителями конкурса на премию губернатора Иркутской области, стали победителями в конкурсе «Лучшее дошкольное учреждение», о коллективе написали в книге «Сибирь в лицах»,
За все эти годы учреждение неизменно подтверждает высочайший уровень педагогического мастерства, имеет высокий рейтинг среди родителей как потребителей образовательных услуг.
Реализуя основные направления Федеральной программы развития образования и Региональной программы развития образования Иркутской области, коллектив дошкольного учреждения ставит перед собой задачи, одна из которых:
- стимулировать педагогов к повышению профессионального роста и самосовершенствованию посредством участия в профессиональных и творческих конкурсах;
Используемая литература:
1. Нугуманова Л. И. Настольная книга “ Наставничество: эффективная форма обучения” : информационно-метод. Материалы / авт. сост. Нугуманова Л. И., Яковенко Т. В. - 2-е издание, доп., перераб. - Казань: ИРО РТ, 2020. - 51 с.
"Воспитатель года 2022-23"