Елена Абрашко
Специфика проектирования предметной среды физкультурного образования дошкольников
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ ДС КВ №39
«Золушка» г. Туапсе
Тема: Специфика проектирования предметной среды
физкультурного образования дошкольников
Воспитатель: Абрашко Е. Б.
Полноценное осуществление физкультурного образования невозможно без условий и средств, обеспечивающих его качество. Одним из важнейших средств физкультурного образования является предметная среда развития движений дошкольников.
Публикация «Специфика проектирования предметной среды физкультурного образования дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Многие педагоги, ученые, психологи уделяли внимание решению этой проблемы, среди них – Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Е. А., Маханева М. Д., Рунова М. А. и др.
Так, Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. разработали концепцию построения развивающей среды в системе дошкольного учреждения, в которой сформулировали принципы построения развивающей среды в ДОУ на основе личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. По их мнению, среда должна отвечать следующим принципам:
- должна быть организованна так, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния;
- должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств;
- должна давать ребенку менять окружающую среду в соответствии со своими вкусами и настроениями;
- должна представлять собой единый комплекс;
- должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них, и в то же время иметь свойства гасить, тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо;
- должна иметь характер открытой незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию, иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся;
- должна организовываться с учетом возрастных и половых различных детей, то есть давать возможность проявлять свои склонности как мальчикам, так и девочкам.
Анализируя данную концепцию, можно заметить, что не все направления построения развивающей среды раскрыты одинаково полно, возникает впечатление некоторой незавершенности. В разработке нуждается проблема гигиенических, эстетических требований к построению развивающей среды.
Авторы программы дошкольного образования «Детство» считают, что педагогическая среда должна создаваться с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов, чтобы ребенок мог в течение дня найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор материалов, игр, пособий должен учитывать особенности разноуровневого развития детей и помогать осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
М. Д. Маханева считает, что при проектировании предметно- пространственной среды, способствующей физическому развитию дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
- Учет индивидуальных социально – психологических особенностей ребенка, которые предполагают его стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений дошкольников (физкультурное пособие, спортивные комплексы и тренажеры).
- Учет особенностей эмоционально – личностного развития каждого ребенка требует проектирования своеобразных «зон привратности» - специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности (в том числе и двигательной).
- Учет индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей дошкольников – обеспечение права на свободу выбора каждым ребенком любимого занятия. Для этого необходимо предусматривать при зонировании возратных групп периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей.
- Учет любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основан на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования (можно использовать модули, маты, кегли и т. д.).
- Учет полоролевых особенностей детей – предметная среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Предметная среда развития движений в ДОУ должна отвечать определенным принципам.
1. Свобода выбора деятельности (снаряда, места, времени).
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Учет состояния здоровья детей.
4. Принцип половой дифференциации.
5. Принцип универсальности позволяет самим детям вместе с воспитателем строить и менять среду, трансформируя ее с учетом содержания двигательной деятельности и снятия нагрузки.
6. Принцип системности, то есть сочетание среды развития движений с предметно- игровой средой, составляющими целостность педагогического пространства.
7. Принцип функционального комфорта, то есть среда должна быть комфортна на уровне ее надежности и безопасности. Особое внимание должно быть уделено материалам, их прочности и гибкости, композиции, колористике, то есть оформление предметной среды развития движений должно отвечать требованиям эстетики.
Д,В. Хухлаева, а вслед за ней и В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина предъявляют следующие требования к физкультурному оборудованию.
- Оно должно соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей (безопасность физкультурного оборудования)
- Размеры и конструкция оборудования и пособий должны отвечать анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту.
- Каждый предмет должен отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям (весь инвентарь должен быть ярким, красочным, содержаться в чистоте).
Е. А. Тимофеева и Т. И. Осокина разработали типологию спортивного оборудования и инвентаря на основе широкой ориентировки в литературных материалах, проектной документации с учетом достижений производственной практики и педагогического опыта.
Согласно их рекомендациям, спортивно – игровое оборудование делится следующим образом :
- для разных видов физических упражнений и игр (занятий гимнастикой, основных движений, подвижных игр и спортивных);
- по степени заданности и распространенности (традиционное, стандартное, нетрадиционное, нестандартное);
- по оформленности (целостные конструкции, (сборно – разборные);
- по виду применяемого сырья (деревянное, металлическое, резиновое, из каната и т. д.).
- по месту использования (в зале, в группе, бассейне, на участке, дома);
- по типу размещения (стационарное и переносное);
- по величине (мелкое, крупное);
- по способу изготовления (промышленное, самодельное);
- по возрасту (для раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста);
- для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Таким образом, по мнению М. Н. Поповой, в группе детского сада необходимо создавать пространство – микромир, специально предназначенный для удовлетворения двигательно – познавательных и игровых потребностей детей дошкольного возраста.
На основе изученного материала мы выделили основные принципы построения предметно – развивающей среды развития движений детей в ДОУ.
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей.
2. принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде.
3. Принцип системности.
4. Принцип учета требований современного дизайна и универсальности предметной среды развития движений.
Кроме того, мы учитываем и требования, предъявляемые к среде развития движений, представленные в последнем нормативном документе – «Новые санитарные нормы и правила для ДОУ».
Существует ряд общепринятых критериев, которые необходимо учитывать при проектировании среды физкультурного образования дошкольников.
Право на свободу выбора каждым ребенком любимого занятия.
Рациональность подбора физкультурного оборудования и инвентаря в соответствии с
Требованиями стандарта дошкольного образования и реализуемых программ и технологий.
Реализация в двигательно – игровой предметной среде содержания физического воспитания детей данной группы.
Возможность продуктивного использования физкультурного оборудования в разных видах двигательной и игровой деятельности детей.
Соответствие оборудования и пособия возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям (эргономичность). Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерными с возможностями детей.
Эстетичность компонентов среды развития движений и их направленность на воспитание художественного вкуса у детей.
Эмоциональная насыщенность компонентов среды развития движений в группе.
Безопасность физкультурного оборудования.
Кроме того, построенная подобным образом предметная среда побуждает ребенка к общению со сверстниками и взрослыми по поводу движений, физических упражнений, мотивируя на беседу о значимости физической культуры в обеспечении здоровья человека, на обсуждение событий в спортивном мире и прочих мероприятий, развивая тем самым коммуникативные способности и формируя коммуникативные умения дошкольников.