Оксана Юрьевна Акинина
Специфика использования перфокарт в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРФОКАРТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Акинина О. Ю., Демянчук Л. А.
Воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения Тереньгульский детский сад «Солнышко».
Публикация «Специфика использования перфокарт в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Аннотация. В статье рассматривается педагогический подход по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста по средствам создания «перфокарт».
Ключевые слова: образовательный стандарт, познавательное развитие, перфокарты.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).
Разберем основные понятия, встречающиеся во ФГОС ДО и непосредственно связанные с познавательным развитием дошкольников : познавательное развитие, познавательные интересы, познавательная деятельность, познавательные действия.
Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательная деятельность – это деятельность ребенка, направленная на изучение мира и окружающего пространства. В процессе данной деятельности происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребенок получает знания.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Но дети учатся не только от педагога, но и от других детей. Сверстникам подражать легче, особенно если есть «поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности» (п. 3.2.1.(4).
Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при «Поддержке инициативы и самостоятельности детей, Возможности выбора детьми материалов, видов активности» (п. 3.2.1.(5,6).
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников. (п. 3.3.4.(1).
Компонентами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является система заданий и упражнений на анализ, синтез, исключение лишнего группировку предметов по родовидовому признаку. В своей группе мы разработали материал на тему: «Перфокарты»- как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста. Мы считаем, что такая работа поможет детям старшего возраста познавать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранить индивидуальность каждого ребенка.
В условиях современного дошкольного образования каждый воспитатель ищет новаторские подходы и методы для более эффективной работы. В эпоху информационного бума педагогу необходимо постоянно обновлять свои знания, чего можно достичь в основном за счет самообразования.
Результатом поиска новаторских подходов для нашей педагогической деятельности стало в нашей группе создание «перфокарт».
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона.
Использование пособия позволяет решить следующие задачи:
• Развитие графических навыков;
• Разъяснение и дифференциация словаря по лексическим темам;
• Развитие сенсорных представлений;
• Развитие грамматического строя и связной речи.
Пособие можно использовать в разных возрастных группах.
Перфокарты - один из видов наглядных моделей, предназначенных для сравнения объектов, их классификации, соотнесения объекта по внешним и внутренним логическим признакам. Мы заметили, что дети стали лучше запоминать пройденный материал, лучше стало развиваться наглядно-образное и концептуальное мышление. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала, индивидуальной работы. Развивает речевые процессы и мелкую моторику кистей и пальцев рук.
В работе со старшими дошкольниками мы использовали дидактические игры с перфокартами по обучению грамоте, ФЭМП — "Найди место звука в слове", "Подбери звуковую схему", "Сравни числа", "Реши пример", «Соседи числа» и др.
Рис. 1 Рис. 2
"Числовой домик"(рис. 1); "Определи первую букву в слове" (рис. 2).
После работы с готовыми перфокартами дети подготовительной группы по собственной инициативе изготовили свои перфокарты. Они обменивались мнениями, информацией, проявляли собственную фантазию и на следующем этапе ребята обменивались своими"перфокартами",выполняли задания помогая друг другу.
Дидактическая игра: «Путешествие».
Цель: научить ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра «Найди такой звук в словах».
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Дидактическая игра «Найди картинку».
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Дидактическая игра: «Починим одежду матрешке».
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, погоде, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Дидактическая игра: «Какая, какой, какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру.
Мы считаем, что использование данного подхода в работе с детьми очень успешным, благодаря повышению уровня познавательной активности.
Использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт в работе с дошкольниками позволяет закрепить и отработать полученные знания, способствует развитию творческого мышления, навыков и умений самостоятельного умственного труда. У воспитателя появляется возможность выявить: индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность "перфокарт" для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними. Перфокарты очень эффективны для проверки знаний детей при диагностировании, поскольку позволяют быстро проверить и отследить качество усвоения материала.
Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребенка. Использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт позволяет : реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребёнок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. 1991. Доронова Т. Н. Программа Радуга. М. 1996.
2. Леотньев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. 1997
3. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Е. Н. Панова. — Воронеж: Учитель, 2006.
4. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет. М., 2000
5. Яковлева Н. А. «Игры с цветными модулями – основа формирования временных представлений у старших дошкольников» : Дошкольная педагогика 2009 - № 8.