Устинская Римма
Специальная индивидуальная программа развития
▼ Скачать + Заказать документы
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Индивидуальные сведения о ребёнке.
ФИО ребенка:
Дата рождения:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения в
Ступень обучения: II
Группа (особые потребности) : 2 вариант
2. Структура СИПР.
Содержание Стр.
1. Индивидуальные сведения о ребёнке 1
2. Структура СИПР 1
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года 1-2
4. Индивидуальный учебный план 2-3
Публикация «Специальная индивидуальная программа развития» размещена в разделах
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре 3
6. Содержание образования: 3
6.1. Базовые учебные действия 3
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов 3-14
6.3. Нравственное развитие 14
6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 14-15
6.5. Внеурочная деятельность 15
7. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР 15-16
8. Программа сотрудничества с семьей 16
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 17
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения 17-18
3. Психолого-педагогическая характеристика.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Математические представления.
2. Человек.
3. Окружающий социальный мир.
4. Изобразительная деятельность.
5. Окружающий природный мир.
4. Индивидуальный учебный план на 2020 – 2021 учебный год
Предмет Кол-во часов в неделю
Речь и альтернативная коммуникация 3
Математические представления 2
Окружающий природный мир 2
Человек 3
Окружающий социальный мир 1
Музыка и движение 2
Изобразительная деятельность 3
Адаптивная физкультура 2
Коррекционно – развивающие занятия 2
Итого 20
Коррекционные курсы
Сенсорное развитие 3
Предметно-практические действия 3
Двигательное развитие 2
Альтернативная коммуникация 2
Итого: 10
5. Условия реализации потребностей. 4год обучения.
13.20-13.30 13.30-14.05 14.10-14.40 14.40-16.15
Прием детей Занятия по под-группам Обед Занятия по под-группам
6. Содержание образования.
6.1. Базовые учебные действия.
Содержание 1 полугодие 2 полугодие
Формирование базовых учебных действий
- поддержание правильной позы во время занятия Имеются нарушения
- зрительный контроль действий своих рук во время выполнения задания Контролирует, но бы-вают ошибки
- направленность взгляда: Может фиксировать взгляд на предмет, на задание.
• на говорящего взрослого
• на задание
выполнение инструкций педагога:
• «Напиши слово»
• «Повтори звук»
• «Произнеси слово»
• «Определи звук в слоге» Понимает речь, вы-полняет словесные ин-струкции. Не слышит звуки в слоге.
- выполнение действия по показу: Выполняет действия по слову и показу. По-нимает речь взрослого. Нет согласования рук и ног.
• согласованность рук и ног
• чередование ходьбы и бега
• поднимает руки вверх
- выполнение задания от начала до конца Задания может выпол-нять от начала и до конца.
- использование по назначению учебных мате-риалов Выполняет, с помо-щью учителя
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Содержание 1 полуго-дие 2 полуго-дие
Речь и альтернативная коммуникация
Коммуникация
Установление контакта
-обращение по имени к собеседнику
-приветствие собеседника в ответ на его приветствие:
Жестом (помахать рукой из стороны в сторону) словом «Привет», «Здравствуй».
-поддержание контакта
-выражение своих желаний («Дай»)
-выражение просьбы о помощи («Помоги»)
-выражение согласия: жестом (кивок головы)
Словом (да)
-выражение не согласия: жестом (покачать головой)
Словом (нет)
Завершение контакта
-прощание с собеседником: жестом (помахать рукой)
Словом (Пока, до свидания)
Развитие речи
Устная речь
Импрессивная речь
Понимание имен
-педагога
-родственников (мама, папа, брат, сестра)
Понимание названий предметов по темам
-Семья
-Игрушки
-Овощи
-Фрукты
-Одежда
Понимание названий действий
Понимание простых не распространенных предложений (Девочка сидит. Он спит. И др.)
Экспрессивная речь
-употребление отдельных звуков (А,У, и др.)
-употребление звукоподражаний животным
-употребление простых слов (дай и др.)
-название своего имени
-употребление простых просьб (дай, положи, отдай, принеси)
Пространственные представления
-ориентируется в классной комнате
-находит в окружающем пространстве предмет по слову:
«вверху», «внизу», «в»
Временные представления
-«день», «ночь»
-«зима», «лето»
Понятие о цвете
-соотносит
-выделяет по слову
-самостоятельно называет основные цвета (красный, зеленый, си-ний, желтый)
-группирует по цвету.
Понятие о размере
-выделяет по слову (большой, маленький)
-группирует по размеру предметы
Понятие о форме предметов
-узнает геометрические фигуры: (круг, треугольник, квадрат, пря-моугольник)
-группирует по форме
Количественные представления
-нахождение одинаковых объектов
-различие множеств: один, много, мало, пусто
-сравнений множеств без пересчета (с пересчетом)
-преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравни-вание, пересчет предметов в пределах 10
-соотнесение количества предметов с числом в пределах 10
-узнавание цифр от 1-10
-рисование цифр до 10 (самостоятельно)
Окружающий природный мир
Животный мир
- знание одного из основных признаков животного
- узнавание диких животных по внешнему виду: лиса, заяц, волк, медведь, жираф
- узнавание домашних животных: корова, коза, свинья, лошадь, кошка, собака.
- знание строения животных (голова, туловище, лапы, хвост, шерсть, уши)
Растительный мир
- узнавание фруктов по внешнему виду:
яблоко
груша
банан
лимон
апельсин
киви
- узнавание овощей по внешнему виду:
помидор
огурец
капуста
морковь
лук
картофель
Человек
Самообслуживание
Прием пищи
- умение пользоваться столовыми приборами
Обращение с одеждой и обувью
- узнавание предметов одежды:
куртка
брюки
шапка
шарф
свитер
футболка
- различение предметов верхней одежды (шапка, куртка, шарф)
- различение предметов одежды (брюки, футболка, свитер)
- знание назначения предметов одежды
- узнавание предметов обуви:
сапоги
кроссовки
ботинки
сандалии
тапки
-различение предметов обуви (сапоги, тапки, ботинки, кроссовки, сандалии)
Одевание
- застегивание:
липучек
кнопок
пуговиц
молнии
Туалет
- сообщение о желании сходить в туалет
- пользование туалетной бумагой
Гигиена тела
- регулирование температуры воды
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытира-нии рук:
открывание крана
намачивание рук
намыливание рук
смывание мыла с рук
закрывание крана
вытирание рук
Уход за полостью рта
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:
открывание тюбика с зубной пастой
намачивание щетки
выдавливание зубной пасты на зубную щетку
чистка зубов
полоскание рта
мытье щетки
закрывание тюбика с зубной пастой
Уход за волосами
- расчесывание волос
Представление о себе
- идентификация себя как мальчика, девочку
-узнавание частей тела:
рука
нога
голова
- различение частей тела (рука, нога, голова)
- узнавание частей головы (уши, волосы, лицо).
- различение частей головы (уши, волосы, лицо)
Предметы быта
- узнавание предметов мебели:
стол
стул
шкаф
кресло
кровать
диван
- различение предметов мебели по внешнему виду (стол, стул, шкаф, кресло, кровать, диван)
- знание назначения предметов мебели:
стол
стул
шкаф
кресло
кровать
диван
- различение предметов мебели по назначению (стол, стул, шкаф, кресло, кровать, диван)
- узнавание предметов посуды:
кружка
тарелка
ложка
вилка
- различение предметов посуды (кружка, тарелка, ложка, вилка)
Школа
- узнавание по внешнему виду
мальчик
девочка
- различение по внешнему виду (мальчик, девочка)
- узнавание участков школьной территории:
школьный двор
игровая площадка
забор
- знание назначения участков школьной территории (школьный двор, игровая площадка, забор).
- знание правил поведения в школе:
кричать нельзя
убегать нельзя
толкаться нельзя
-соблюдение правил поведения в школе:
кричать нельзя
убегать нельзя
толкаться нельзя
- узнавание помещений школы:
медицинский кабинет
класс
коридор
туалет
спортивный зал
- знание назначения помещений школы:
медицинский кабинет
класс
туалет
спортивный зал
- узнавание школьных принадлежностей:
кисточка
краски
карандаши
пластилин
бумага
альбом
- знание назначения школьных принадлежностей:
кисточка
краски
карандаши
пластилин
бумага
альбом
- различение школьных принадлежностей (кисточка, краски, ка-рандаши, пластилин, бумага, альбом)
Музыка и движение
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию (барабан, маракас, дудочка, бубен).
- различение тихого и громкого звучания музыки
Игра на музыкальных инструментах
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:
барабан
маракас
дудочка
бубен
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном ин-струменте:
барабан
маракас
дудочка
бубен
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:
барабан
маракас
дудочка
бубен
Движение под музыку
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:
топанье
хлопанье
покачивание с одной ноги на другую
прыганье
кружение
приседание
- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)
- соблюдение последовательности простейших танцевальных дви-жений
Изобразительная деятельность
Рисование
- узнавание материалов и инструментов, используемых для рисо-вания:
краска
кисть
карандаши
бумага
- различение материалов и инструментов, используемых для рисо-вания:
краска
кисть
карандаши
бумага
- оставление графического следа
пальцем
карандашом
кистью
Приемы работы с карандашом и кистью
- соблюдение последовательности действий при работе с краска-ми:
опускание кисти в баночку с водой
снятие лишней воды с кисти
опускание ворса кисти в краску
снятие лишней краски о край баночки
рисование на листе бумаги
опускание кисти в воду
- освоение приема:
касания
примакивания
Предметное рисование
- рисование контура предмета:
по сплошной контурной линии
Выполнение работы в контуре
- закрашивание внутри контура
пальцем
кистью
заполнение контура точками
пальцем
кистью
Лепка
- узнавание пластичных материалов
пластилин
Подготовка материала к работе
- разминание материала
Придание формы
- катание колбаски
Аппликация
Работа с бумагой
- сминание бумаги
- разрывание бумаги
Работа с клеем
- намазывание всей поверхности клеем
Составление аппликации
- сборка изображения объекта из двух деталей
Адаптивная физкультура
Физическая подготовка
Построение и перестроение
- принятие основной стойки для построения и перестроения
- размыкание на вытянутые руки в стороны
- ходьба и бег
Общеразвивающие упражнения
- вдох и выдох через рот
- вдох и выдох через нос
- сжимание и разжимание кистей рук
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгиба-ние на другой
- круговые движения кистью
- движения руками в разных направлениях в положении «стоя»
- круговые движения руками в исходном положении «руки к пле-чам
- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.
- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.
- наклоны туловища вперед, назад, в стороны
- ходьба с высоким подниманием колен вверх
- полуприсед
- поднимание на носках в положении «стоя»
- ходьба:
по доске, положенной на пол
ходьба по гимнастической скамейке
- прыжки на двух ногах:
на месте
с продвижением вперед
- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке
- спокойный бег с правильной координацией движений
- ползание:
на четвереньках
на животе
- лазание по гимнастической стенке:
вверх
вниз
- броски мяча двумя руками:
вверх
о пол
- ловля мяча двумя руками
Спортивные и подвижные игры
- соблюдение правил игры «Строим дом» :
соблюдение очередности при переносе модулей
составление «башни»
Предметно-практические действия
- пересыпание материала из одной емкости в другую
- переливание жидкости из одной емкости в другую
Действия с материалами
- разминает в руках пластилин
- наматывает нить на клубок
Действия с предметами
- нанизывает кольца на стержень «пирамидка»
- нанизывает бусины на нить
- откручивает, закручивает крышку от бутылки
Выполнение серии действий с предметами в определенном по-рядке
- приносит коробку с предметами, выкладывает предметы на стол, совершает действие с предметами, складывает предметы в короб-ку, уносит коробку на место.
Функциональное использование предметов
- материалов
Клей
Пластилин
ножницы
Альтернативная и дополнительная коммуникация
Коммуникация
- приветствие собеседника словом («Здравствуйте»)
- выражение своих желаний:
предложением («Катя, дай)
- обращение с просьбой о помощи, выражая ее словом («Помоги»)
- выражение согласия словом («Да»)
- выражение несогласия словом («Нет»)
- выражение благодарности словом («Спасибо»)
- ответы на вопросы:
словом
предложением
- прощание с собеседником словом («До свидания»)
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуника-ции
Импрессивная речь
- различение по именам: педагога, близких
- понимание слов, обозначающих предмет
по темам: животные, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, ме-бель, учебные принадлежности. (Перечень слов см. выше в разде-лах: Окружающий природный мир, Человек, Окружающий соци-альный мир)
- понимание обобщающих понятий:
дикие животные
домашние животные
овощи
фрукты
одежда
обувь
посуда
мебель
учебные принадлежности
- понимание слов, обозначающих действие предмета:
стоит
сидит
бежит
прыгает
умывается
причесывается
катается
рисует
режет
подметает
поливает
- понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
мой
твой
он
она
они
- понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предло-жении:
на
под
в
из
- понимание простых предложений:
нераспространенных (Девочка сидит. Он спит и др.)
распространенных (Девочка сидит на стуле и др.)
Экспрессивная речь
- называние своего имени
- называние имё н:
членов семьи
педагога
- употребление обобщающих понятий:
дикие животные
домашние животные
овощи
фрукты
одежда
обувь
посуда
мебель
учебные принадлежности
- употребление слов, обозначающих действие предмета:
стоит
сидит
бежит
прыгает
умывается
причесывается
катается
рисует
режет
подметает
поливает
- называние слов, указывающих на предмет, его признак:
я
ты
мой
твой
он
она
они
- называние слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении:
на
под
в
из
- употребление простых предложений:
нераспространенных (Девочка сидит. Он спит и др.)
распространенных (Девочка сидит на стуле и др.)
Глобальное чтение
- различение напечатанных слов, обозначающих названия предме-тов:
Сенсорное развитие
Знание эталонов цвета
-Красный
-Синий Зеленый
-Желтый
-Белый
-Черный
Знание эталонов геометрических форм
- круг
-квадрат
- треугольник
- прямоугольник
- овал
Знание эталонов величины и умение выстраивать от большого к маленькому и наоборот.
Знание основных свойств предметов
-жидкий
-твердый
-мягкий
-шершавый
-гладкий
-холодный
-теплый
-горячий
6.3. Нравственное развитие.
Нравственное развитие 1 полугодие 2 полугодие
- доброжелательно относится к окружающим
-общается и взаимодействует с детьми и взрослыми с ис-пользованием общепринятых форм общения, как вербаль-ных, так и невербальных
- усвоил правила совместной деятельности в общении, в иг-ре, учебе
Содержание Наблюдения
Способность замечать и запоминать происходящее, радо-ваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. сш
Доброжелательное отношение к окружающим;
умение устанавливать контакт, общаться и взаимодейство-вать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). дд
Умение выражать свои желания, делая выбор;
умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;
контроль своих эмоций и поведения. дд
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. дд
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи. -
6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
6.5. Внеурочная деятельность.
Название меро-приятия Планируемая деятельность ребенка в ме-роприятии Участие ребенка в мероприятии
День знаний Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе стан-ций Присутствовал
День здоровья Присутствие на празднике Присутствовал
Праздник «День учителя» Подготовка к мероприятию: изготовление ук-рашений,
участие в празднике +
«Школа радости» Подготовка к мероприятию: изготовление за-готовок для мастер-класса по ИЗО;
участие в мастер-классах
«День матери». Конкурс рисунков «Портрет мамы». Празд-ник в кафе «Фролушка».
Новогодний празд-ник Подготовка к мероприятию: изготовление ук-рашений класса, новогодних открыток;
участие в новогоднем празднике
«Масленица» Подготовка к мероприятию: знакомство с ат-рибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии
8 Марта Изготовление подарков мамам, бабушкам.
«Веселые старты»
(23 февраля) Участие в спортивных эстафетах
Игра Игры с мячом, настольные дидактические иг-ры «Лото», «Домино», игры в сенсорной ком-нате, подвижные игры в спортивном зале
Прогулки на улице Игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк
Последний учеб-ный день Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе стан-ций
7. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
8. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи Мероприятия Отчет о проведении
Повышение осведомлен-ности родителей об осо-бенностях развития и специфических образова-тельных потребностях ре-бенка индивидуальные консультации роди-телей со специалистами (раз в четверти и по запросу родителей)
консультации родителей по темам:
«Коррекция поведенческих проблем», «Реализация СИПР в домашних усло-виях» Проводились
обеспечение участия се-мьи в разработке и реали-зации СИПР, единства требований к обучающе-муся в семье и в образо-вательной организации участие родителей в разработке СИПР
посещение родителями уро-ков/занятий;
консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;
домашнее визитирование Частично участвовали, консультирование проводилось.
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализа-ции СИПР и результатах ее освоения информирование электронными сред-ствами;
личные встречи, беседы;
ежедневный просмотр и записи в днев-нике ребенка;
просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома. Проводилось элек-тронными средствами;
личные встречи, бесе-ды;
ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка.
психологическая под-держка семьи информирование и приглашение роди-телей к участию в работе родительско-го клуба, в тренингах и др. Информировались и приглашались
организация участия ро-дителей во внеурочных мероприятиях привлечение родителей к планирова-нию, разработке и реализации меро-приятий:
День Знаний
День Здоровья
Школа мастеров
Новогодний праздник
Первый учебный день
Последний учебный день
Привлекались.
9. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
Сенсорная комната, кабинет ЛФК.
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы, мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями, фасоль.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
Набор пиктограмм;
«Нумикон», конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
Гимнастические мячи большого и среднего размера, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, коврик.
Музыкальные инструменты (маракас, бубен, дудочка, барабан, музыкальный центр, аудиозаписи.
Компьютер, презентации, видеозаписи.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
В течение года мониторинг динамики обучения ребенка ведется по-средством структурированного наблюдения, выполнения тестовых заданий, проб. По итогам психолого-педагогической диагностики в середине и в конце учебного года педагогами, работающими с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего дается оценка эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).
2. Активное участие.
действие выполняется ребё нком:
- со значительной помощью взрослого дд
- с частичной помощью взрослого д
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) ди
- по подражанию или по образцу до
- полностью самостоятельно +
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует -
2. Не выявить наличие представлений?
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке пп
- использование с косвенной подсказкой (изображение) п
- самостоятельное использование +
Учитель:
Тьютер:
Родители (Законный представитель) ___