Департамент труда и социальной защиты
Специалисты особых семейных центров расширяют представления детей об окружающем мире
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Чтобы помочь развить интеллектуальные и эмоциональные навыки у особенных детей, необходима кропотливая и длительная работа. Очень важно дать ребенку именно те знания, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Психологи используют разные методы и способы: упражнения, игры, экскурсии, квесты. Подробнее об этом рассказали специалисты особого семейного центра имени Г. И. Россолимо.
Специалисты особых семейных центров считают, что знакомство ребенка с окружающим миром проще начинать с изучения продуктов, например, овощей и фруктов. Наиболее эффективно сочетать игровой метод с предметно-практическими занятиями.
Публикация «Специалисты особых семейных центров расширяют представления детей об окружающем мире» размещена в разделах
10-летний Егор с трудом отличал арбуз от апельсина. Мальчик хорошо знал лишь самые распространенные овощи – огурец, помидор и лук. Чтобы расширить знания ребенка, специалисты начали с самого элементарного – раскрасок.
«Это простое упражнение позволяет повторить основные цвета и формы. Помидор на рисунке похож на круг, огурец - на овал, перец - немного напоминает треугольник. С помощью раскрашивания Егор тренировал мелкую моторику, координацию глаз и рук, внимание. Потом перешел к рисованию. Мальчик повторял основные цвета, и после этого упражнения стал лучше соотносить их с конкретными овощами», – отметил педагог-психолог особого семейного центра Всеволод Шарлот.
Заинтересовать ребенка можно и различными упражнениями, например, используя игрушки-сортеры, рамки-вкладыши, где он сам учится сортировать фигуры, цвета или собирать пазлы. Такие занятия помогают закрепить в памяти образы предметов, одновременно тренируется внимание, мелкая моторика и зрительное восприятие.
Еще одно направление – работа с зашумленными рисунками. Это картинки или фигуры, наложенные друг на друга. Ребенку надо понять, сколько предметов скрывается в изображении и отделить их контуры. Можно добавить в игру проблемную ситуацию. Например, зайчик потерял свои любимые овощи – морковку, капусту, свеклу. Нужно помочь ему отыскать их среди других изображений. И если дополнить игру театрализованными элементами, интерес ребенка к занятию возрастет в разы.
Так, специалисты помогли 8-летней Карине. Девочка с трудом отличала продукты похожих форм, например, банан от огурца. В работе с Кариной специалисты использовали игрушки-сортеры и метод зашумленного рисунка. Особенно девочке понравилась сюжетно-ролевая игра «Накорми куклу». Она готовила суп и салаты из муляжей овощей и фруктов. В этом упражнении не только закрепляются знания об окружающем мире, но и закладываются простейшие алгоритмы. Все овощи надо сложить в кастрюлю, залить водой, посолить, накрыть крышкой и поставить на игрушечную плиту. В игровой форме Карина лучше воспринимала информацию, у нее повышался интерес и проявлялась самостоятельность. Со временем она безошибочно и быстро стала выбирать нужные продукты, разделять их на овощи и фрукты, сладкие и кислые, с косточками и без.
От теории к практике
Важный момент в расширении представления детей об окружающем мире – экскурсия к живым фруктовым деревьям, ягодным кустарникам или в теплицу.
В особых семейных центрах дети вместе со специалистами выращивают рассаду, которую весной высаживают в землю. Так воспитанники могут увидеть, как растут огурцы и помидоры.
«Дети очень любят готовить различные салаты из выращенных овощей своими руками. Во время приготовления специалисты учат ребят разбираться в понятиях «один – много», «часть – целое». Развивается зрительное, тактильное, вкусовое и обонятельное восприятие. Все это помогает детям создать в голове объемный образ и запомнить его», – пояснила воспитатель центра Ирина Авилова.
У детей особенного семейного центра им. Г. И. Россолимо пользуется популярностью игра-квест под названием «Путешествие по Россолимо». Ребятам показывают фотографии самых узнаваемых объектов, расположенных на территории центра: детская площадка, футбольное поле, теплицы. Они выбирают карточки и бегут искать обозначенное место. Игра сопровождается музыкой, что только усиливает эффект приключения и вовлеченности. Побеждает тот, кто найдет больше всего загаданных мест.
«Когда дети получают знания от специалистов, они должны их не только закрепить практическими упражнениями, но и найти им применение в быту. Поэтому очень важно действовать согласованно педагогам, психологам и родителям. Только совместная работа поможет детям познать окружающий мир, расширить кругозор и жить в согласии с природой», - подчеркнула директор особого семейного центра им. Г. И. Россолимо Елена Возжаева.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.