Оксана Фокина
Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь»
Гиппократ
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Публикация «Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Оформление детских садов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, переломным моментом, переходом от игровой деятельности к учебной (с элементами игры, заложенное в этом возрасте, имеет большое значение для дальнейшего становления и развития личности в среднем и старшем школьном возрасте. Именно поэтому, с самого раннего детства надо воспитывать уважительное отношение к своему здоровью. По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Поэтому сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач каждого образовательного учреждения.
Деятельность школы должна быть направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни
-создание здоровьесберегающей среды
В данном контексте, важнейшим условием для создания в учебном заведении здоровьесберегающей среды – это применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.
таб. 1
Здоровье Образование
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Санитарно-гигиенические Педагогические Медико-профилактические
Психолого-педагогические Информационные
1. Санитарно-гигиенические.
-соответствие кабинетов и школьного оборудования нормам СанПин
-освещенность, влажность, проветриваемость помещений
-наличие питьевой воды (куллеры)
-обеспечение горячим питанием
2. Педагогические
-соответствие расписанию нормам СанПин
-учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости. период высокой продуктивности, период средней продуктивности и период выработки)
-учет возрастных и физических особенностей детей (количество, дозировка и сменяемость видов деятельности на уроках)
-использование физкультурных пауз (на 15-20 минут урока по 1 минуте из 2-3х легких упражнений с несколькими повторами)
-использование динамических пауз (10 минут на третье перемене)
-проведение динамического часа (в первом классе организация занятий на улице три раза в неделю)
-использование зрительной и дыхательной гимнастики
3. Медико-профилактические
-проведение ежегодного профилактического медицинского осмотра учащихся
-организация и проведение профилактических прививок
-проведение совместной работы с классными руководителями по предупреждению вредных привычек (курение, алкоголизм)
-анализ состояния здоровья учащихся в течение года
4. Психолого-педагогические
-проведение психолого-педагогического исследования по вопросам адаптации учащихся младшего школьного возраста
-выявление уровня тревожности у учащихся младшего школьного возраста
5. Информационные
-проведение акции «Красная лента» в рамках борьбы с ВИЧ
-проведение акции «Мы против курения» (конкурс плакатов и рисунков)
-проведение акции «Я люблю тебя жизнь» в рамках борьбы с наркоманией и токсикоманией
В школе №85 начальное звено работает по программе «Школа 21 века», одобренной Минобразованием. Работа по созданию здоровьесберегающей среды ведется по следующим направлениям:
1. Организация и проведение ежедневной утренней гимнастики.
Упр. 1.
И. п. - ноги вместе, руки на поясе. На счет 1- поворот головы влево; 2- вправо; 3- влево; 4- вправо.
Упр. 2.
И. п. -
ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. на счет 1-2- рывки согнутыми руками назад; на 3-4- рывки назад прямыми руками; 5-6-руки опустить.
Упр. 3.
И. п. - ноги врозь, руки вверх. На счет 1- поворот туловища вправо; 2- исходное положение; 3- поворот туловища влево; 4- исходное положение.
В целом комплекс утренней гимнастики состоит из 10 упражнений, задействующих различные группы мышц и проводится в течении 8-10 минут.
2. Организация и проведение во время письменных уроков пальчиковой гимнастики, направленной на развитие у учащихся мелкой моторики.
Организация и проведение во время письменных уроков пальчиковой гимнастики, направленной на развитие у учащихся мелкой моторики.
3. Использование на уроках «Минуты тишины»
«Минута тишины» является одним из видов отдыха и одновременно упражнением в умении сдерживать свои порывы и разговоры. смех, быть спокойными в течении определенного времени.
-на доске вывешивается табличка со словом «Тишина!».
Учащиеся должны оставить работу. прекратить разговоры, удобно сесть. положив руки на парту и сидеть очень тихо на протяжении одной минуты. «Минута тишины» это не только физический отдых для нервной системы. но и хорошая гимнастика для развития задерживающихся волевых центров.
4. Проведение комплексных упражнений по зрительной гимнастике.
В первые годы обучения в школе растет количество детей, страдающих близорукостью. Это связано с неправильной посадкой при чтении и письме.
таб. 2.
Возрастные изменения рефракции глаза
Возраст Дальнозоркость Норма Близорукость
5-7 69.8 26.5 3,7
8-10 59.5 34,1 6,3
11-13 47.1 43,9 9,0
Задача школы выявление детей страдающих близорукостью и предупреждение ее развития, через занятия зрительной гимнастикой. Длительность занятий 3-5 минут. Упражнения способствуют усилению кровообращения, повышению тонуса глазных мышц, уменьшению утомляемости глаз. Упражнения выполняются сидя. откинувшись на спинку стула.
-смотреть прямо перед собой в течении 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустиь глаза вниз. Повторять упражнения в течении 30 секунд.
-поднять глаза вверх. сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторять 3-4 раза (длительность 25 секунд)
-крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. открыть на 3-5 секунд. повторить 4-5 раз (длительность 30-50 секунд)
-посмотреть вперед 3-4 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-4 секунды. Повторить 3-4 раза (длительность 30 секунд)
Также можно использовать зрительный тренажер.
5. Проведение на уроках стихотворных физкультминуток.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Взмахи руками интенсивнее)
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
приседаем, приседаем.
Ножки полностью сгибаем,
Чтобы мышцы упражнять.
1-2-3-4-5. (Приседаем)
Мы готовы для похода,
Но от парты не отходим.
Поднимаем выше ноги,
и не надо нам дороги. (Ходьба на месте)
6. Организация и проведение динамической паузы (динамический час)
Занятия проводятся на улице в соответствии с разработанным и утвержденным планом. (Три раза в неделю. третьим уроком) Занятия включают в себя работу по следующим направлениям:
-изучение комплекса утренней гимнастики
-изучение комплекса дыхательной гимнастики
-изучение простейших элементов акробатики
-изучение комплекса упражнений для осанки и профилактики плоскостопия
-изучение подвижных игр
-изучение комплекса упражнений с предметами (мяч, скакалка, гимнастическая палка)
Выполняя все вышеизложенное надо помнить. что педагогический процесс- есть процесс развития ребенка. что обучая, мы имеем дело не только с интеллектуальным развитием, но и со здоровьем растущего человека одновременно; а для младшего школьника двигательная активность является одним из важнейших факторов. обеспечивающих гармоничное физическое развитие. И каждое учебное заведение должно направить свою работу в данном направлении, руководствуясь словами Сократа «Здоровье-это не все. но все без здоровья – ничто».
Список литературы:
1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. Москва. 2004г.
2. Махенева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Москва. 2000г.
3. Закон РФ «Об Образовании»
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО. 2007г.
5. Узорова О. В. Физкультурные минутки в школе. Москва. 2004г.