Эльвира Зухович
Проект по созданию здоровьесберегающей среды «Детский сад — планета здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта
- поисково-творческий
Актуальность
: прогрессирующее ухудшение здоровья детей, снижение уровня физического развития. Дети двигаются около 30% времени пребывания в детском саду. Слабая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Цель
:Создание системного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада.
Публикация «Проект по созданию здоровьесберегающей среды „Детский сад — планета здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Задачи:
Создать условия для правильного физического развития детей, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей детского сада, интегрировать в учебно-воспитательный процесс оздоровительные мероприятия, активизировать семьи детей для участи в совместных спортивных мероприятиях учреждения, города.
Сроки реализации 201---201. г. г.
Участники
Коллектив ДОО, родители, дети, сотрудники ДЮСШ г. Емвы.
Этапы
:1 этап … уч. год) – подготовительный
2 этап …. уч. год) - реализация
3 этап…. уч. год)- итоговый
Результат
Положительная динамика снижения заболеваемости, повышение уровня физического развития воспитанников, высокая активность родителей в спортивных мероприятиях детского сада.
Пояснительная записка
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для нашего северного края.
За последние годы состояние здоровья детей, поступающих в наше дошкольное учреждение, постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: неблагоприятные климатические особенности Севера, ухудшение экологической обстановки, недостаточная двигательная активность, «заорганизованность» воспитательно-образовательного процесса, напряженность социальной жизни, прежде всего в семье, трудности в межличностных отношениях.
Если обратиться к показателям состояния здоровья воспитанников детского сада, то количество детей практически здоровых (1 группа здоровья) с каждым годом уменьшается в среднем на 2%. Особенно часто встречаются изменения опорно-двигательного аппарата (деформации скелета, нарушения осанки, плоскостопие, дефекты грудной клетки и др., а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Лидируют болезни глаз, болезни нервной и костно-мышечной системы. По данным мониторинга 201. г 25% воспитанников детского сада имеют низкий уровень развития основных физических качеств, у них отмечается недостаток двигательной активности на физкультурных занятиях. Дети двигаются около 30% времени пребывания в детском саду, остальное время они находятся в малоподвижном или неподвижном состоянии.
Педагогическим коллективом детского сада накоплен определенный опыт по оздоровлению дошкольников, однако он представлен либо разовыми, либо узкоспециализированными мероприятиями (профилактика нарушения осанки, дополнительная витаминизация, физкультминутки, закаливание, релаксационные занятия). Поэтому возникла идея создания проекта, который не являлся бы общепринятым набором лечебно-профилактических и физкультурно-оздоровительных мероприятий, который позволил бы выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей.
Цель проекта
«Детский сад – планета здоровья» - создание системного подхода к сохранению и укреплению здоровья детей (создание оптимальной здоровьесберегающей среды)
Задачи проекта:
1. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
2. Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
3. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
4. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирования компетентности здоровьесбережения дошкольников
5. Обеспечить системный подход, призванный в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста.
6. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
7. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
По определению Министерства образования Российской Федерации «…под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды, воздействующие на здоровье»
Здоровьесберегающая среда включает в себя следующие компоненты:
• Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
• Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
• Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
• Совершенствование системы физического воспитания.
• Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
• Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
• Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
• Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
• Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
• Проведение мониторинга здоровья.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение компетентности педагогов в области здоровьесбережения, внедрение в практику своей деятельности методов поддержания психоэмоционального здоровья.
2. Снижение уровня заболеваемости воспитанников.
3. Положительная динамика физической подготовленности воспитанников;
4. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья.
5. Созданы оптимальные условия для развития двигательной активности детей на протяжении всего времени нахождения в детском саду.
6. Достижение тесного взаимодействия с семьями воспитанников по формированию у детей здорового образа жизни, совместным занятиям спортом.
Основные принципы проекта:
1 «Не навреди» - этот принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающей среды. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии.
3. Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планирование оптимальной учебной нагрузки, своевременной диспансеризации детей.
4. Доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
5. Принцип комплектности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
6. Принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнения государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Этапы и сроки реализации проекта «Детский сад - планета здоровья»
Проект рассчитан на срок реализации четыре года, для детей от 1,6 до 7 лет.
Этапы реализации:
I этап - подготовительный (организационный этап - … год)
План действий:
• Мониторинг:
-исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков;
-уровня интеграции в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
- социальной адаптации и обеспечения семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья воспитанников.
• Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МАДОУ (оздоровительные режимы, комплексы закаливающих мероприятий, физкультурные занятия всех типов, оптимальный двигательный режим);
• Анализ санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
• Изучение педагогами здоровьесберегающих технологий.
II этап - реализация проекта
(практический) … уч. год)
План действий:
• Укрепление материально-технической базы детского сада (комплекты ростовой мебели, специальное оборудование медицинского и физиокабинета, сенсорной комнаты, технологическое оборудование пищеблока, спортивных уголков в группах);
• Реализация плана лечебно-профилактической работы в режиме дня групп;
• Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в детском саду (выполнение норм СанПиН, корректировка учебного плана и рабочих программ учебных программ);
• Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей с учетом их здоровья (витаминизация готовых блюд, организация питьевого режима и питания воспитанников);
• Развитие системы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни дошкольников (систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий).
• Внедрение в деятельность с детьми здоровьесберегающих методик.
• Участие педагогов, детей, родителей во всех спортивных мероприятиях детского сада и города.
III этап – итоговый (обобщающий)
…. уч. год)
План действий:
• Проведение анализа и оценки результатов реализации проекта.
• Обобщение опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды.
• Определение дальнейшей перспективы работы по создание здоровьесберегающей среды детского сада.