Юлия Иванова
Создание условий в ДОУ для развития речи младших дошкольников с помощью использования игровых технологий
Создание условий в ДОУ для развития речи младших дошкольников с помощью использования игровых технологий.
Дошкольное образование одной из основных задач считает формирование правильной речи ребенка. Но в современных изменяющейся ситуации фиксируется все больше случаев обучения в школе детей с речевыми нарушениями. По этой причине педагогам необходимо создать оптимальные психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития детей. С этой целью поэтапное решение данной проблемы закладывается в учебные планы ДОУ. Вопрос полноценного речевого развития младших дошкольников решается путем организации различных мероприятий с участием педагогов, детей и их родителей.
Публикация «Создание условий в ДОУ для развития речи младших дошкольников с помощью использования игровых технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
У всех участников педагогического процесса цель едина: поиск эффективных приемов и методов повышения уровня речевого развития ребенка. Лишь согласованные действия воспитателей, специалистов и родителей помогут поднять качество и эффективность работы по развитию речи детей, при этом важен учет индивидуальных особенностей каждого дошкольника.
Процесс создания оптимальных условий для полноценного развития речи детей включает аспекты:
• необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду;
• важна целенаправленная работа воспитателей и специалистов узкого профиля над уровнем речевого развития детей во всех видах деятельности детей;
• необходимо постоянно повышать уровень профессиональной подготовки педагогов в вопросе речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
• важный моментом является процесс изучения уровня развития устной речи детей;
• процесс будет проходить более успешно при активном участии родителей в речевом воспитании детей.
При насыщении группового пространства воспитатели в первую очередь думают о том, чтобы дети могли беспрепятственно удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, в познании, а также в общении. Важным моментом является оснащение групп современным игровым оборудованием, включающим ТСО, игровой, наглядный и демонстрационный материал, который обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирует речевую активность.
Для создания эффективной предметно-пространственной среды с целью развития речи в дошкольных учреждениях необходимо оформить речевые уголки. Для их правильного оформления необходимо соответствие существующим требованиям.
Существует целый комплекс накопленных и систематизированных педагогами речевых упражнений, игр для обогащения словарного запаса, тематических альбомов, пальчиковых игр и другой материал для формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Педагоги на занятиях должны уделять достаточно внимания развитию словаря, важную роль играет систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Нельзя забывать и о музыкальных занятия, которые посвящены работе над интонационной выразительностью, четкостью дикции, дыхания. Ежедневным ритуалом должен стать комплекс упражнений по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, проведение которых должно отражаться в календарных планах воспитателей ДОУ.
Важную роль играет уровень профессионального мастерства воспитателей. Они должны в своей работе использовать самые разнообразные методы и приемы, формы работы, которые стимулируют речевую деятельность дошкольников.
Сюда входит и создание проблемных ситуаций, в которых дошкольнику необходимо высказать свою точку зрения, и решение различных речевых логических задач, мини-эксприменты по логическим задачам, составление разных загадок, шутки-чистоговорки, участие в играх-драматизациях, использование опорных схем и картинок в процессе усвоения ребенком навыка рассказывания.