Лучший педагог года

Создание условий успешной социализации детей раннего возраста в ДОО с использованием ПМК «Мозаичный Парк»

Ольга Николаевна Месилова
Создание условий успешной социализации детей раннего возраста в ДОО с использованием ПМК «Мозаичный Парк»

Создание условий успешной социализации детей раннего возраста в ДОО с использованием ПМК «Мозаичный ПАРК»

Месилова Ольга Николаевна

воспитатель

филиала МБДОУ-детского сада «Детство» детского сада № 318

Социализация – это сложный, многогранный и длительный процесс; формирование личности, начиная с момента её рождения. Малыш начинает познавать мир окружающей среды, впитывать наблюдаемую действительность, учится слышать, ощущать и утверждать себя на получаемых ощущениях, а впоследствии – усваивать культурное наследие, ценности, познавать нравственные нормы. Эти изменения уже можно назвать процессами саморазвития в том обществе, которому принадлежит ребёнок.

Период первичной социализации ребенка характерен тем, что изначально значимыми агентами становятся люди ближайшего окружения, к которым относят родителей, взаимодействующих с ним родственников, сверстников. В этой среде ребенок получает первые представления о мире, добре и зле, именно здесь он начинает расставлять первые приоритеты и самостоятельно проявлять избирательность. В жизни ребенка появляются новые значимые взрослые – воспитатели, педагоги, няни и т. д.

Именно воспитанию принадлежит роль контроля и корректирования той среды, в которой происходит процесс социализации детей. Воспитательное воздействие формирует поток факторов, способствует созданию условий, которые ускоряют, либо при наличии негативных факторов замедляют процесс социализации ребёнка. Воспитание, как педагогический процесс, является функцией следующего агента социализации - детского дошкольного учреждения.

Под ранней социализацией подразумевается нахождение ребенка раннего и дошкольного возраста в детской образовательной организации.

Значимость дошкольных образовательных учреждений как агента ранней социализации детей очень сложно переоценить, так как именно в них создаётся контролируемая воспитательно-педагогическая социализирующая среда, где создаются условия для целенаправленного позитивного развития с учетом меняющихся требований времени. Здесь ребенок получает первые достижения, реализует имеющийся опыт общения со сверстниками и взрослыми, учится владеть эмоциями, развивает мыслительные навыки. У детей формируется своевременно произвольность поведения, осуществляется социальное воспитание.

Опыт работы детских дошкольных учреждений в течение многих поколений является подтверждением того, что залог успешности адаптации и социализации детей в группе детского сада – это созданные соответствующие условия.

Задача педагогов – создать такие условия, при которых детям в дошкольном учреждении будет безопасно и комфортно.

Так что же означает выражение – «комфортные условия»?

С. И. Ожегов трактует слово «комфорт», как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Таким образом, одной из актуальных задач детского сада является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для пребывания детей раннего возраста, способствующей безболезненной адаптации к ДОО и успешной первичной социализации. Детский сад должен помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения, предоставить возможность приспособления к социальной среде обитания.

Этому способствует использование игрового оборудования программно – методического комплекса «Мозаичный ПАРК», а именно - обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей; двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональный комфорт; возможность самовыражения детей.

С 2018 года филиал МБДОУ – детского сада детство детский сад № 371

г. Екатеринбурга является пилотной площадкой, апробирующей программу дошкольного образования «Мозаика» и программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК».

Целью Программы «Мозаика» является:

- расширение возможностей личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста.

Программа направлена на реализацию следующих задач:

- обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;

- развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

- реализация вариативных и образовательных программ;

- соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательных отношений.

Продукция программно-методического комплекса дошкольного образования «Мозаичный ПАРК» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, утверждённым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва.

Для апробации программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК» были созданы определ нные условия: участие педагогов в вебинарах центра дошкольного образования издательства «Русское слово» на темы: «Работаем по программе «Мозаика: планирование образовательной деятельности в детском саду», «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» и другие. Вебинары, онлайн конференции для детских садов, участвующих в апробации программы «Мозаика» и ПМК «Мозаичный ПАРК» проводятся систематически.

Было приобретено игровое оборудование ПМК «Мозаичный парк», а также необходимая методическая литература. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, которая систематически пополняется и способствует успешной адаптации и ранней социализации детей раннего возраста.

В работе с детьми используем игры на развитие навыков взаимодействия. Дети очень любят заниматься с комплектом деревянных игрушек-забав. Неописуемый восторг у малышей вызывает игрушка «Идет бычок – качается» и другие игрушки, что способствует развитию речи, творческой активности детей, комплект может быть использован в разных видах детской деятельности.

Нашим деткам очень нравится комплект «Математика для малышей», они с удовольствием собирают пирамидки по цвету, по форме. Комплект может быть использован как в разных видах детской деятельности.

Дети с удовольствием работают с комплектом «Пирамидки», при этом осуществляется, познавательное, художественно-эстетическое развитие, развивается воображение и кругозор, коммуникативные навыки.

Очень быстро сообразили, как работать с комплектом «Мозаика для малышей». Это оборудование для продуктивной деятельности детей. Способствующее для расширения кругозора, активизации логического мышления, воображения детей, способствует развитию речи, расширению словарного запаса в игровой форме.

Неописуемый восторг у деток вызвала пирамидка-балансир «Разноцветные шары». Шесть элементов пирамидки имеют разный размер и легко вставляются один в другой. При этом форма позволяет складывать их разными способами: в углубление одной чаши входит выпуклость другой или, наоборот, на выпуклую часть ставится другая чаша вогнутой стороной. Это расширяет операционные возможности игрушки. Благодаря своей необычной форме игрушка вызывает у малышей исследовательский интерес и познавательную активность. Маленьким детям довольно трудно объяснить словами, что такое механическое равновесие и как оно работает. Зато дети очень хорошо могут почувствовать это на практике.

Игра с пирамидкой-балансиром способствует развитию моторики, соотносящих действий, элементарной логики, зрительно-моторной координации, а также воображения.

Предложенное оборудование и игрушки создают широкое поле для фантазии и играют большую роль в развитии каждого ребенка, способствуют сплочению детского коллектива.

При построении развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируясь на охрану, укрепление здоровья воспитанников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда группы

- содержательно-насыщенная

- трансформируемая

- полифункциональная

- вариативная

- доступная

- безопасная

Для малышей 2-3 лет очень актуален вопрос адаптации к условиям пребывания в детском саду. Мы стараемся, чтобы условия, атмосфера и предметная среда были максимально приближены к семейным. Это способствует успешной и безболезненной адаптации детей и их комфортному пребыванию в группе. Наши малыши имеют возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на больших машинах и возить за веревочку средние и малые, толкать перед собой тележки, катать в колясках кукол. Дети имеют возможность взять с собой любимую игрушку и найти для нее место в группе. Создана интерактивная сенсорная стена с «Волшебным деревом», которое меняется в соответствии смене времен года. Оформление групповой способствует пробуждению познавательных интересов, позитивных эмоций и успешной социализации в коллективе сверстников.

Также для успешности ранней социализации малышей активизированы формы педагогического родительского просвещения: индивидуальная работа с родителями, своевременное реагирование на запросы, своевременную обработку затруднений совместно со специалистами, поиск инновационных способов решений. Взаимодействуя с родителями необходимо повысить значимость факторов успешности детской ранней социализации - культуры межличностных взаимоотношений в семье, эмоционально-нравственного компонента, роли труда, здорового образа жизни, культурного воспитания, стремления к самостоятельному получению знаний, умений.

Литература

1. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/авт. -сост. В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева. – 2-е изд. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 528 с. – (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

3. http://dpo-smolensk.ru/struktura-2020/Kafedry/kafedry-ped-metod-doschkol-obr/libriary/mozaika/

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание условий успешной социализации детей раннего возраста в ДОО с использованием ПМК «Мозаичный Парк»
Опубликовано: 6 октября 2024 в 11:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий успешной социализации детей раннего возраста в ДОО с использованием ПМК «Мозаичный Парк»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Месилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД