Приложение МААМ

Создание условий для развития самостоятельности и инициативности детей в игровой деятельности

Надежда Владимировна Данилина
Создание условий для развития самостоятельности и инициативности детей в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Создание условий, способствующих развитию самостоятельности и инициативности детей в игровой деятельности, через преобразование развивающей среды

Новые принципы современного дошкольного образования, заданные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – поддержка разнообразия детства, ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования.

Публикация «Создание условий для развития самостоятельности и инициативности детей в игровой деятельности» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической, стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети, которые проявляют инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности, достигают наивысших социально-нормативных характеристик.

Поэтому, главная задача взрослых состоит в том, чтобы на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладел основными культурными способами деятельности, умел проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; был бы способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Это происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

Под самостоятельной деятельностью и инициативой подразумевается свободная деятельность детей в условиях созданной взрослыми предметно-развивающей среды. Развивающая среда, позволяет ребёнку развивать способности, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, когда ребенок один играет, рисует или конструирует. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры.

Пространство должно «подталкивать» детей к  самостоятельной деятельности и инициативе.

Для создания необходимой развивающей среды необходимо придерживаться определенных программных требований, особенностей психофизического развития детей определенного возраста, материальных и архитектурно-пространственных условий и общих принципов построения предметно-пространственной среды:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.

4. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

5. Развивающая среда должна учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

6. Создавая развивающую среду, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Развивающая среда должна быть насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество и этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной творческой деятельности.

Итак, дошкольное образование должно предоставлять детям выбор вида деятельности, а пространство группы должно быть гибким и изменяемым под различные задачи.

Для соблюдения этих принципов в группе детского сада необходимо использовать зонирование пространства — разделение помещения на небольшие части, каждая из которых предназначена для определённого вида деятельности.

Игровая зона «Игротека».

Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности.

С целью организации самостоятельных игр детей старшего дошкольного возраста будет актуальна игротека, в которой сосредоточены игры, развивающие и логико-математические, такие как: шашки, шахматы, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Кубики Зайцева», «Найди ошибки», геометрические головоломки, танграмы и др.

В игротеке дети самостоятельно выбирают игру по желанию и по возможностям. Данный центр способствует развитию логических действий – сравнения, логических операций – классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий.

В рамках темы недели можно использовать различные настольные игры, например, такие как «Магазин», «Ателье», «Профессии» и др., где дети сначала излагают уже изученный материал, затем им предлагается ответить на вопросы и после этого дети учатся обобщать знания. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности : ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно. Роль воспитателя в данных играх – это контроль правильности выбора. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивным видам деятельности, содержательному общению, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Также в игровой зоне находятся развивающие и логические игры, ребусы, лабиринты, сенсорный материал, домино, лото, головоломки. С помощью настольно-печатных игр, моделей растений, животных, птиц дети закрепляют в самостоятельной деятельности знания, полученные о живой и неживой природе, в организованной образовательной деятельности.

Еще одним вариантом организации самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в содержание которой включаются приобретенные детьми на занятиях и в совместной познавательной деятельности знания и умения.

Здесь необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители.

Зона литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр.

Зона для литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр оснащена таким оборудованием как: различные ширмы и наборы кукол, разные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, Би-ба-бо и др., театральные костюмы, сценическая площадка для настольного театра, настольно-печатные игры, оснащена различными масками, ширмой, мини-сценой, элементами костюмов, различными видами театров, атрибутами и декорациями. Для разыгрывания сюжетов можно использовать большую картонную коробку (это сцена для развёртывания сюжета, набор игрушек, бросовый материал, схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

В театрализованной зоне дети самостоятельно распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты к задуманному сюжету. Результатом игры становится коллективное представление.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество, способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы.

В «Зоне речевого развития» размещаются речевые игры, различные красочные ребусы, сюжетные и предметные альбомы, наборы букв, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия, материал для развития мелкой моторики рук, мозаики, артикуляционные упражнения и т. д.

Здесь дети самостоятельно выбирают себе игры – задания, проявляя инициативу в определении направления своей деятельности.

Зона познавательно-исследовательской деятельности «Детская лаборатория».

Одной из ведущих форм работы в старшем дошкольном возрасте является познавательно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность направлена на создание условий для самостоятельного поиска, путей и решения проблемной ситуации.

В уголке размещаются «Папки исследователя» на каждого ребенка, которые пополняются планами и схемами по результатам совместных проведенных исследований педагога и детей. Дети самостоятельно распределяют работу, которую будут выполнять, и расходятся по центрам для сбора информации.

Педагог, выступая в роли партнера, помогает тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Такая работа развивает у детей умения и навыки проведения самостоятельных исследований, позволяет развивать важные познавательные функции: память, внимание, восприятия, воспитывает навыки сотрудничества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.

Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. Например, на занятии дети познакомились с рассказом «Утята». Проблема: почему курица не плавает? В результате игры (погружение игрушек в воду) дети делают вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обращают внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривают их через увеличительные стекла, пускают их в воду, дуют на них. Проблема: почему перья не намокают? Проводится эксперимент: дети смазывают руки кремом, опускают в воду. Вывод: перья покрыты жиром. Знакомство с неживой природой проходит через надувание мыльных пузырей, наблюдение за мыльным пузырем.

В «Детской лаборатории» выделяют:

• Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и др.).

• Место для приборов.

• Место для хранения материалов

• Место для проведения опытов.

• Место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)

Таким образом, создаваемые особые образовательные условия (вариативная среда, игра с неоформленным материалом, работа по методу проектов, дети показывают динамику в становлении инициативности, и происходит перенос из игровой в предметную деятельность.

«Зона творчества». Для организации самостоятельной продуктивной деятельной в группе существует зона художественно - эстетического развития, «Зона творчества», который создается по принципу доступности и мобильности. Педагог, в различные режимные моменты, предоставляет свободу выбора, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий. В данном центре реализуется самостоятельная продуктивная и творческая деятельность старших дошкольников это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способностей.

В уголке находятся различные средства художественной деятельности и материалы – краски, гуашь, мелки, карандаши, палитра, бумага разного размера и формы, бумага различной текстуры (цветная, бархатная, тонированная, картон, фольга, рифленая, зубочистки, ватные палочки и ватные диски, раскраски, трафареты, пайетки, бисер, бусины, пуговицы для дизайнерской деятельности. Разнообразный природный (шишки, желуди, ветки, ягоды) для изготовления игрушек и сувениров и бросовый материал (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.). Разнообразные материалы для лепки: косточки, зернышки, бусинки и т. д. Кусочки ткани разной фактуры, нитки, тонкие ленточки (для аппликации); книжные материалы по разным жанрам живописи, архитектуры; репродукции картин известных художников и др.

Уголок художественного творчества - это зона, максимальной свободы и выражения детей дошкольного возраста.

Кроме широкого ассортимента материалов обогащающих изобразительную деятельность детей существуют пооперационные карты по лепке и рисованию, ручному труду, образцы аппликации для закрепления детьми в самостоятельной деятельности навыков изобразительной деятельности, полученных в организованной образовательной деятельности, схемы безопасного пользования инструментами.

«Зона музыкально-игровой деятельности». В данном центре помимо готовых музыкальных инструментов существуют нетрадиционные музыкальные инструменты. Альбомы с иллюстрациями музыкальных инструментов и др.

Зона книжная. Важное место в группе занимает книжный уголок, где располагаются книги, детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, проспекты, картинки, книжки-самоделки. Наряду с книгами есть несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками детские работы на литературные сюжеты, альбомы для свободного рассматривания детьми.

В зоне природы и труда дети занимаются наблюдением и уходом за растениями. Например, посадка лука, наблюдением, за развитием растения, осуществляют уход за ним: поливают его, делают вывод, что без воды растение засыхает.

Зоны конструирования. Наличие в группе зоны конструирования также способствует постоянному развитию самостоятельности и проявлению инициативы. Детям на выбор предлагаются различные виды конструкторов – ТИКО, ТОМИК, ЛЕГО, музыкальный – механический, «Зоопарк», мягкие модули, картон для моделирования задуманных построек.

К каждому виду конструктора имеются схемы на выбор детей. В группе располагаются разнообразные алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Постоянно добавляются новые предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это новые игры и материалы, «таинственные» письма – схемы, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.

Дети с удовольствием придумывают и конструируют поделки из природного материала. Увидев на столе коврики из картона с нанесенным пластилином и стоящие тарелочки с разными крупами, семечками, дети, порассуждав, что и как можно из этого всего сделать, с удовольствием могут выложить узор на ковриках.

Зона спорта. Спортивная зона обеспечивает самостоятельную двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. В распоряжении ребят в данной зоне находятся игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям.

Также работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Итак, свободная деятельность детей в развивающих зонах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, так как особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Организованная развивающая среда предполагает сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей. Оснащение зон должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Педагог должен заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е. должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ.

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

удовлетворение интересов детей;

наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;

эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;

удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;

оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);

учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Таким образом, правильно организованная развивающая среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской самостоятельности и инициативности.

Публикации по теме:

Фотоотчет. Создание условий для игровой деятельности детей средней группы. Пластилиновая сказка «Спасти принцессу».Фотоотчет. Создание условий для игровой деятельности детей средней группы. Пластилиновая сказка «Спасти принцессу». Все дети любят волшебные сказки. Любят их слушать, смотреть мультфильмы,фильмы. А затем, любят перевоплощаться в героев. Девчонки хотят.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития самостоятельности и инициативности детей в игровой деятельности
Опубликовано: 12 октября 2024 в 12:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для развития самостоятельности и инициативности детей в игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Владимировна Данилина (УИ 766452) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД