марина костенко
Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в нашей стране отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема социального развития детей с ОВЗ является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии.
В названии темы моего выступления хочется отметить 3 ключевых понятия.
Обучающийся с ОВЗ. Кто он?
Публикация «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Существует много трактовок понятия социализация, но я остановилась на трактовке Л. С. Выготского.
Социализация- процесс «вращивания» ребенка в культуру, освоения и присвоения ее ценностей, образцов, норм в собственной активности и в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Социализация происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей.
Социализация ребенка с ОВЗ невозможна без создания специальных образовательных условий
Ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
Под специальными условиями понимается - условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционо-развивающих занятий, предоставление услуг ассистента если это необходимо.
5 СЛАЙД
Процесс социализации детей с ОВЗ во многом зависит от того, как мы, воспитатели, специалисты сумеем заметить, понять интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, т. е нарушение коммуникации, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Какие же условия необходимы для успешной социализации ребенка с ОВЗ :
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Организация жизнедеятельности детей с нарушениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Например, в нашей группе есть ребенок с генетическим нарушением, предпочитает играть с куклами. И есть ребенок с РАС, предпочитает сенсорный уголок. То есть каждый ребенок находит то, что его успокаивает, стимулирует и развивает.
2. Включение обучающегося с ОВЗ во все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятие художественной литературы, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд, а также самостоятельную деятельность сверстников.
3. Применение проектного метода при организации НОД.
4. Вовлечение обучающегося с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении.
5. Обучение и воспитание по специальной образовательной программе (АООП, АОП, СИПР).
6. Тесное взаимодействие с родителями обучающегося с ОВЗ.
Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей.
Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе.
Постоянная работа с родителями, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ОВЗ.
Хочется коснуться одной из форм обучения, воспитания и социализации детей. Это игра.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из успехов является, способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия с людьми, которые тебя окружают. И, конечно душевный комфорт, эмоциональная уверенность ребенка, будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать.
Наша задача – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки.