Елена Бебякина
Создание условий для успешной адаптации ребёнка раннего возраста в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для успешной адаптации ребёнка раннего возраста в дошкольном учреждении
Изменившиеся социальные условия в обществе, нарастание в нём материальных проблем и этических противоречий не может не повлиять на ситуацию в дошкольном образовании. Всё чаще и чаще воспитатели вынуждены работать в чрезвычайно сложных педагогических условиях. Часто родители, игнорируя интересы собственных детей, приводят их в детские учреждения неподготовленными : малыши не умеют есть и самостоятельно одеваться, не контролируют свои естественные потребности, не соблюдают элементарные нормы поведения в коллективе сверстников.
Публикация «Создание условий для успешной адаптации ребёнка раннего возраста в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В настоящее время социализация всё чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны ребёнок усваивает социальный опыт, входя в определённую социальную среду, а с другой – вырабатывает собственный социальный опыт, ценностные ориентации и свой стиль жизни.
Люди, которые так или иначе влияют на социализацию малыша, это, прежде всего, родители ребёнка, его ближайшее окружение, а с началом посещения детского сада – воспитатели.
Но всё же главная роль принадлежит семье. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, становятся решающим моментом социализации. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет этот процесс. Если человек в детстве не научился доверять, ему трудно будет создать близкие отношения с людьми. Ещё Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Доверие у ребёнка появляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребёнок обретает поддержку.
Всем известно, как много сейчас выпускается литературы по раннему развитию ребёнка, периодических изданий. Однако не все родители обращаются за помощью и советом в книжный магазин или в библиотеку. Благоприятные условия, созданные для малыша на ранних этапах его развития, смогут предотвратить возникновение многих проблем в дальнейшем. Именно поэтому в нашем детском саду возникла необходимость в наиболее раннем сопровождении специалистами семьи и ребёнка, то есть ещё до поступления в дошкольное учреждение.
В практике специалистов нашего ДОУ стало хорошей традицией выпускать буклеты об особенностях развития и воспитания малышей с самого момента рождения. Информационные буклеты распространяются нами в детской поликлинике, женской консультации, в роддоме. Такая работа позволяет привлечь внимание родителей к проблемам детского возраста, выработать правильную стратегию воспитания ребёнка, не наделать ошибок, которые впоследствии могут стать причиной нарушений в развитии и поведении малыша. Тематика буклетов может быть разной. Для женской консультации и роддома: «Развитие эмбриона и плода», «Чудо рождения», «Подумайте о будущем (о вреде курения)», «Готовность №1 ( тест для будущих пап и мам: готовы ли вы к рождению ребёнка)», «Общение до рождения», «Эмоции и беременность», «Жизнь по новым правилам» и другие. Тематика буклетов для детской поликлиники: «Во что поиграть?», «Папина забота», «Трудности со сном», «Режим – это важно», «Колыбельные для малышей», «Боремся с предрассудками (советы молодой семье) и другие.
Важным переломным периодом для каждого ребёнка является начало посещения детского сада. От того, как пройдёт адаптация малыша к дошкольному учреждению зависит его дальнейшая социализация в обществе людей. Для подготовки ребёнка к первому в его жизни общественному учреждению мы проводим ряд мероприятий ещё до поступления малыша в детский сад.
Социальный педагог и педагог-психолог осуществляют поддержку молодых родителей через патронаж семей будущих воспитанников, распространение открыток-помощников об особенностях воспитания и развития детей раннего возраста. Специалисты знакомятся с условиями жизни малыша, отвечают на вопросы родителей, консультируют их об особенностях развития ребёнка раннего возраста. Разработаны рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к детскому саду и по организации жизни малыша в период адаптации.
В августе мы традиционно проводим собрание для родителей будущих воспитанников «Первый раз в детский сад!». На собрании родителей знакомят с детским садом. Знакомство может проходить в форме экскурсии, просмотра ознакомительного фильма о группах, режимных моментах, занятиях, интересных местах детского сада. Родители получают информацию о механизмах адаптации, рекомендации по организации жизни ребёнка до поступления в детский сад. Воспитатели знакомят с организацией жизни детей в группе, режимом дня, трудностями первого месяца пребывания ребёнка в детском саду. Врач-педиатр даёт полезные советы, как укрепить иммунитет, организовать закаливающие процедуры. Ещё три года назад родителей на собрание приходило мало (25% от общего числа подавших заявление, наибольший интерес для них представляли технические вопросы посещения ребенком ДОУ (питание, оплата за детский сад и др., а вопросы, касающиеся подготовки детей к дошкольному учреждению и организации адаптационного периода в ДОУ, их мало интересовали. В настоящее время заинтересованность родителей возросла. Уже третий год собрание посещает 60-70% родителей, которые активно задают вопросы об особенностях развития малышей, о мерах по подготовке ребёнка к детскому саду. Родители с удовольствием посещают данное мероприятие, положительно его оценивают, всегда задают вопросы, делятся собственными тревогами и опасениями; доверие к дошкольному учреждению повышается.
Ранняя просветительская работа с родителями малышей является профилактикой дезадаптации к ДОУ.
С приходом ребёнка в детский сад, работа по взаимодействию специалистов продолжается.
Девять лет в нашем детском саду осуществляется деятельность родительского клуба «Связующая нить», и значимой частью консультационной работы является взаимодействие с семьями маленьких воспитанников. Педагогическое просвещение молодых родителей строится с учётом их запросов. Всё чаще родители малышей обращаются за советом при составлении режима дня для ребёнка, оборудования детской комнаты, подборе игрушек, организации праздников в семье. Параллельно в режиме консультаций, бесед, памяток ведётся работа и с педагогами для более эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, овладения искусства диалога с родителями. И главная задача всей нашей деятельности, осуществляемой через родительский клуб – помочь родителям реализовать педагогический потенциал своей семьи. И наши труды не напрасны – они приносят свои результаты: родители хотят больше узнать о своих детях, детской жизнедеятельности, обогатиться практическими умениями, вступают в тесное сотрудничество с педагогами. Практика работы нашего клуба показывает, что мы оправдываем надежды родителей в нашей профессиональной компетенции.
Кроме этого, в нашем детском саду используется очень популярная форма работы с родителями – видеогостиная. Режимные моменты, интересные события в жизни детей мы записываем на видео. Это позволяет родителям увидеть, как ребёнок ведёт себя в их отсутствие. Для многих мам, например, становится приятным сюрпризом, что их малыш не плачет в садике, весело играет, охотно сидит за столом и даже пытается есть ложкой, сладко спит в кроватке во время тихого часа и не просыпается, а на музыкальных занятиях поёт и танцует. Такая форма работы снижает тревожность родителей, повышает доверие к коллективу детского сада.
Для любого ребёнка рано или поздно наступает момент, когда он, отпустив мамину руку, входит в новый, неизведанный мир, населённый множеством пока ещё чужих для него детей и взрослых – он поступает в детский сад. В нашем ДОУ практикуется введение ребёнка в группу согласно индивидуальным рекомендациям, которые составляются на основе информации об условиях жизни ребёнка, его социального опыта, других факторов развития.
И здесь также немаловажен «командный подход» всех специалистов детского сада: врача, педагогов группы, педагога-психолога, социального педагога и др. В наших ранних группах практикуется совместное пребывание мамы с ребёнком в группе, пока малыш не будет готов отпустить её. А педагог использует это время для установления контакта с матерью ребёнка и консультирования по вопросам его развития. Педагог-психолог совместно с воспитателями ведёт адаптационные листы наблюдения на каждого малыша, где отмечается аппетит ребёнка, особенности сна, заболевания, эмоциональные состояния и др.
Таким образом, чёткая профессиональная слаженность, продуманная работа, сотрудничество специалистов ДОУ при активном участии родителей и благоприятный микроклимат в группе – залог оптимального течения адаптации и дальнейшей успешной социализации детей раннего возраста.