Елена Хромцова
Создание условий для учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников в процессе конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью конструирования является : развитие конструктивных и художественных способностей детей, формирование у дошкольников познавательных и исследовательских интересов, стремление к изобретательству, развитие эстетического вкуса, конструктивных навыков и умений. А главное - развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества со взрослыми.
Публикация «Создание условий для учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников в процессе конструирования» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей : от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для старшего дошкольного возраста.
В группах организуются уголки художественного труда, где имеются шкафы, стеллажи или полки.
Развитию умения рассуждать способствует коллективное конструирование по рисункам, чертежам, фотографиям, замыслу.
Конечно, в любой группе у вас будут дети со слабыми конструкторскими способностями, а в связи с этим и интерес к деятельности у них может быть слабым. Стремитесь их заинтересовать, чаще вместе с ними стройте, рассматривайте иллюстрации, побуждайте к самостоятельности, подключайте к детям, у которых строительство ладиться.
Таким образом, работу с детьми необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Задание предлагайте заранее, зная возможности каждого ребенка.
Организация работы со строительным материалом в первой младшей группе детей от 2 до 3 лет необходимо вызвать интерес у малышей. Прочитать короткий стих, песенку, потешку.
Основные приемы конструирования с детьми данного возраста : рассматривание и подробный показ приемов, сопровождаемый объяснением. В процессе работы поощрять детей, подсказывать, помогать советом и действием.
Создать условия для формирования у детей, практического опыта в процессе обследования; строительных деталей и игрушек, их сравнение, подбора по цвету, величине, фактуре и соотношение с друг с другом. Знакомить с основными формами строительных деталей. Научить различать и называть некоторые (кубик, кирпичик). Побудить к играм - экспериментам со строительными деталями, познанию их конструктивных свойств (может стоять, лежать, катиться). Вызвать интерес к взаимодействию в процессе ситуативно-делового общения со сверстниками, сотрудничества с взрослыми.
Основным прием обучения конструированию в младшей группе от 3 до 4 лет - анализ образца воспитателя и подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями.
Игровые приемы имеют большое значение, которые помогают заинтересовать детей данным видом деятельности. В процессе конструирования воспитатель помогает детям советом, показом действий.
Важно создать условия для развития творческой активности малышей. К этим условиям относится создание предметно-развивающей среды. Необходимы различные строительные наборы и простые конструкторы, а также игрушки (котики, собачки, машинки).
Чтобы привлечь малышей воспитатель использует мотивацию. Например, малышам интереснее не просто построить домик для зайчика, а «помочь» ему спрятаться от дождя, холода, волка и т. д. Основное внимание, воспитатель уделяет обучению малышей формообразующим способам, например, накладывая детали на детали, строить башенки, мебель, и пр. Воспитатели стараются оценивать действия детей в ходе конструктивной деятельности, подсказывают, напоминают, похваливают их, делая это от лица игрушки.
Конструирование в средней группе детей от 4 до 5 лет.
Дети четвертого года жизни продолжают сооружать элементарные постройки путем комбинирования знакомых форм строительного материала, знакомят с зависимостью устойчивости на плоскости. У детей развивается желание сооружать постройки условиям, по собственному замыслу, объединять их по сюжету и обыгрывать. Словесные указания становятся частыми. Конструктивная деятельность детей среднего возраста усложняется и совершенствуется.
Конструирование по -прежнему, тесно связано с игрой, то теперь конструктивная задача выступает на первый план, а игра развертывается по мере завершения постройки. Конструирование по образцу, на прочность конструкции, следование образцу, проявление творчества при строительстве.
Конструирование в старшей группе.
У дошкольников 5-6 лет возрастает интерес к конструированной деятельности. Ребенок не только понимает задачу, но и самостоятельно ее реализовывать.
Дети учатся конструировать по более сложным условиям. Начинают учить строить по рисункам, фотографиям, но и сооружать коллективные постройки, когда необходимо договариваться, спланировать свою деятельность.
Предлагается преобразовывать образец по условиям, по теме, по замыслу. Воспитатель старается реже давать образец постройки или поделки, а если дают то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали.
Основным становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и т. д.
Конструирование в подготовительной группе.
Ребенок становится более наблюдательный, любознательный, у него повышается работоспособность, сенсорные способности в основном уже сформированы. Возрастает роль коллективной работы, умение распределять обязанности, планировать деятельность и работать в соответствии с общим замыслом.
Если в старшей группе по конструированию из строительного материала предлагался образец постройки с целью следования ему, то теперь это не делается. Образец дается лишь для того чтобы показать на нем какой-то конструктивный прием. Шире используется: чертежи, схемы, фотографии рисунка. Большое внимание отводится конструированию по замыслу.