МААМ-картинки

Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами (старший дошкольный возраст)

Любовь Шаталова
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать

На сегодняшний день ФГОС определил познавательно-исследовательскую деятельность как один из приоритетных видов детской деятельности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошколь-ников являются продуктивные виды деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Дошкольники – прирожденные иссле-дователи. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности.

Публикация «Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Цель художественно-эстетического экспериментирования – направленное и последовательное воспитание детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия и создание целостной картины мира.

Под художественным экспериментированием понимается свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия.

Задачи художественного экспериментирования :

- знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов;

- упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.);

- содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда;

- развивать художественное восприятие, наглядно - образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;

- формировать позицию художника - творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии;

- активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа;

- согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ.

- привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными ма-териалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобрази-тельных техник и их сочетаний;

- воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продук-тивной художественной деятельности.

Для реализации задач используются следующие методы и приемы:

- упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок) :

- их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей («карандаш оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать солнышко, и цветок, и цыпленка»; «краска — пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»,

- игровое экспериментирование с материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать отпечатки);

- применение нетрадиционных техник и материалов : рисование ладошками, пальцами, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием.

Условиями для свободного экспериментирования с художественными материалами являются :

- богато насыщенная разнообразными изоматериалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

- свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними;

- создание эмоционально-положительной атмосферы творческой мастерской на занятиях;

- использование детьми продуктов художественного творчества при подго-товке атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

- интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.

В своей работе провожу экспериментирование с материалами и их свойствами : традиционные – гуашь, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон; не традиционные – соленое тесто, жатая бумага, ткань, лоскутки, нитки, коктейльные трубочки, ватные палочки, листья, зубная щетка, вата, бросовый и природный материал. Внесение новых материалов в работу дают возможность выбора, развивают фантазию и воображение.

Лепка, рисование, аппликация, конструирование – очень интересны для ребёнка-дошкольника, так как удовлетворяют его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Дети постигают основы изобразительной деятельности, знакомятся с понятиями «композиция», «перспектива», учатся смешивать цвета, осваивают различные техники рисования. Объективную оценку работы способностей детей показывают результаты участия в многочисленных конкурсах и выставках. Взрослые активизируют внимание детей, пробуждают интерес, направляют творческий поиск, помогают в выборе средств исполнения.

Применение нетрадиционных техник, таких как, рисование пальчика-ми, ладошками, печать листьев, кляксография, рисование свечой, рисование по мокрому, поролоном, зубной щеткой, набрызгивание, граттаж способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их использовании, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, использовать ватные палочки, мыльные пузыри, поролон, различные штампы и т. д. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцам, кулаком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвочек) и природных материалов (листьев). Это свободный творческий процесс, когда нет слов, а есть возможность нарушать правила использования некоторых материалов («…а вот и пальчик, да в краску!»). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретение веры в себя и в свои возможности, внутренние гармонии с собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые становятся богаче, полнее и ярче. Всё необычное привлекает детей, у них появляется познавательный процесс.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Используются интегрированные методы обучения, которые сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

В своей работе широко использую работу с пластилином. Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования.

Лепка способствует:

- развитию координации движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразию сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

- возможности создания объемных поделок;

- умению планировать работу и доводить её до конца;

- богатому воображению.

Большой выбор цветов дает возможность создавать из пластилина многоцветные фигурки и композиции, что очень радует детей.

Дошкольники также, с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Соленое тесто простой и доступный материал, обладающий высокими пластическими свойствами. Поделки оформляются бисером, семенами, бусинами, тканью, перышками, листьями и лепестками цветов.

Для художественного экспериментирования использую такой вид деятельности как ручной труд, в процессе которого ребенок создает конкретный продукт :

- модульная техника - цветные мячики, домики из палочек;

- техника папье-маше - миски для трех медведей, грибы, цветы;

- техника «плетение» - пестрый коврик, корзинка;

- плетение из ниток, с использованием природного материала - нарядные бусы и браслеты, разные цветы;

- изготовление игрушек, путем сворачивания, скручивания, завязывания – куколки.

Планомерная, систематическая и последовательная организация художественной деятельности позволяет увидеть плоды детского творчества, а также даёт хорошую результативность при проведении мониторинга по всем показателям художественно-творческого развития детей.

Компонентами художественного экспериментирования являются ак-тивность, самостоятельность, инициативность и воображение. В старшем возрасте дети сами могут творчески реализовывать задумки. Показателями их самостоятельности является умение переносить свой опыт из одних условий в другие, поиск способов и приемов в создании выразительного образа. Например, работа с засушенными листьями, позволяют ребенку создать свой коллаж. Инициатива проявляется в том, насколько ребенок расширяет границы содержания продукта своего творчества, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией.

Созданные детьми продукты художественного творчества используются для оформления музыкального зала, подготовки атрибутов для спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах, оформления группы.

Таким образом, художественное экспериментирование с разнообраз-ными материалами, инструментами и изобразительными техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности успешного ребенка, уверенного в собственных силах.

Публикации по теме:

Создание условий для эмоционального развития и эмоционального комфорта в группе (старший дошкольный возраст) Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким,.

Создание развивающих центров в ДОУ. Старший дошкольный возраст Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность работы, но и позволяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 21:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шаталова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД