Наталья Попова
Создание условий для речевой активности в играх и упражнениях по развитию логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста – тема актуальная. На смену нам, взрослым, идет новое поколение, и наша главная задача – формирование экологической культуры с самого раннего возраста.
Пришвин писал: «Чтобы беречь землю природы надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав, невозможно её не полюбить».
Экологически воспитанная личность характеризуется деятельностью в природе, гуманным отношением к природе. У человека перед природой больше обязанностей, чем прав.
Публикация «Создание условий для речевой активности в играх и упражнениях по развитию логического мышления» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Сухомлинский считал, что каждый ребёнок должен открывать в природе для себя что-то новое, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шал был истоком чудес в природе.
Дошкольный возраст – это период, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка, его отношение к окружающему миру. Ребенок начинает познавать мир, понимать, что он является частью природы и должен заботиться о ней. Вместе с изучением окружающей среды он получает представления о ее хрупкости, учится любить, беречь и защищать природу. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо создать все условия для развития понимания у детей того, что в природе все взаимосвязано, развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.
В настоящее время этому вопросу уделяется большое внимание, разработано много разных программ, авторами которых являются Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева, Н. А. Соломонова и др.
Правильно организованное и систематически осуществляемое экологическое развитие оказывает интенсивное влияние на ум, чувства ребенка. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Интеграция образовательных областей поможет сделать процесс экологического развития дошкольников наиболее емким и продуктивным. Не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.
- В процессе социально-коммуникативного развития дошкольники смогут усвоить нормы и ценности, принятые в обществе. У ребенка формируется целостность картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, государстве, мире. Расширяется кругозор дошкольника в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. Содержание этой области также направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- В процессе познавательного развития ребенок получает первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.
- Речевое развитие - развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со взрослыми и детьми, предполагает формирование целостности картины мира через знакомство с детской литературой, в том числе и природоведческой. Ребенок учиться находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования связной речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
- Физическое развитие - формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях. Расширения кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
- Художественно-эстетическое развитие - расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства. Прослушивание музыкальных произведений, обыгрывание рассказов и сказок о природе, рассматривание авторских иллюстраций по временам года, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства.
Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной детской деятельности и не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Образовательный процесс выстраивается с учетом тематического плана во взаимосвязи с повседневной жизнью с использованием разнообразных форм:
- НОД (непосредственная образовательная деятельность)-целевые прогулки, экскурсии, путешествия, беседы, игры, викторины, творческая мастерская и так далее.
- Совместная деятельность с педагогом: игры, беседы, рисование, конструирование, чтение художественных произведений, праздники, развлечения, и так далее.
- Самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, общение, наблюдение, рассказы детей, рассматривание фотографий, иллюстраций, рисование, конструирование, игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, развивающие игры.
Образовательный процесс должен строиться с учетом возрастных особенностей дошкольников, при этом основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общение воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда.
Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Большое место отводится деятельности, с помощью которой всё живое нормально развивается, то есть деятельность по созданию и поддержанию условий для растений, находящихся в уголке природы, в экологической комнате, в цветнике, и т. д. Надо дать детям возможность самостоятельно наблюдать и действовать самим.
Воспитатель должен создать образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, заинтересовать детей рассказом, оценкой, объяснением и правильным поведением.
При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки). Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Возможные достижения ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы по формированию экологической культуры – это любознательность, активность, самостоятельность, ориентированность на сотрудничество, владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
Все эти достижения и полученные знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но они помогают детям выработать познавательный интерес, гуманистические и эстетические переживания, практическую готовность созидать вокруг себя, бережно обращаться со всеми объектами живой и неживой природы.