Ирина Лебедева
Создание условий для реализации регионального компонента в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для реализации регионального компонента в ДОУ (из опыта работы
Согласно ФГОС, часть Общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Каждый педагогический коллектив ищет свои пути и подходы к решению проблем национально -регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.
Публикация «Создание условий для реализации регионального компонента в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Учитывая все это, нами был разработан региональный компонент части, формируемой участниками образовательного процесса Общеобразовательной программы ДОУ в виде проекта образовательной программы для детей и их родителей «Детство с родным краем».
Для эффективной реализации регионального компонента в образовательном процессе в
ДОУ был создан ряд условий:
1. Организация ППРС в ДОУ (+Учебно-методическое сопровождение) педагогического процесса
2. Подготовка педагогического коллектива
3. Организация взаимодействия с социумом
4. Интеграция РК в образовательную деятельность
5. Организация взаимодействия ДОУ и семьи
Организация ППРС в ДОУ
Для реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы ДОУ в каждой возрастной группе созданы уголки патриотического воспитания, в которых отражена символика страны, республики, родного города; альбомы с фотографиями литература по патриотическому воспитанию, иллюстрации к народным сказкам, предметы старины и т. д. Дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания о родном крае, городе, стране. В старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал: игры, лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов, иллюстративный материал по родному краю
С целью пополнения учебно-методического комплекса приобрели серию авторских книг (Лидия Ивановна Шитикова и Ксения Александровна Михайловна) по ознакомлению дошкольников с родным краем и настольные печатные игры
Все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
Со временем, с помощью родителей материалы в уголках пополнялись и мы решили, часть экспонатов перенести в отдельное помещение. Таким образом, появилась «Горница», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.
Помимо подлинных экспонатов в этом помещении хранятся гербарии растений, фотографии, картинки с изображением животных, растений характерные региону, картотека «Музейная азбука» На каждую букву алфавита в картотеке представлена история о каком –нибудь предмете старины, о том как жили люди, как одевались, как готовили еду, какими вещами пользовались. Педагоги используют музейную азбуку для бесед с детьми или организации занятий. На карточках есть не только описание предмета на данную букву, но и задания для детей.
Дети младшего возраста знакомятся с предметами быта, их названием, способами действия, старшим - подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. (/например, лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа/).
2. Подготовка педагогического коллектива
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся семинары, практикумы с участием сотрудников Национального музея.
Педагоги прошли курс ознакомления с историей и традициями родного края по темам:
Выездные тематические занятия по истории, культуре и природе Карелии:
• «Археологические памятники Карелии»
• «Традиционная народная кукла: обереговая, обрядовая, игровая»
• «Народный костюм»
• «Сапоги, штиблеты, коты»
• «Народная вышивка»
• «Свадебный обряд в Карелии»
• «Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии»
• «Старый Петрозаводск»
• «Наши знаменитые земляки»
• «Красная книга» Карелии»
• «Традиции воспитания в карельской семье»
• «Стол в карельской избе»
Для того, чтобы полученные знания о родном городе и крае стали для педагогов личностно значимыми, мы стараемся организовывать экскурсии с интерактивными программами Так мы ежегодно в день дошкольного работника посещали достопримечательности Карелии: водопад Кивач, Марциальные воды, Шунгитовый центр, а также были участниками интерактивных программ в деревне Уя и Ужесельга.
Свои знания: то что увидели, узнали, чему научились - педагоги претворяют в работу с детьми и родителями.
3. Организация взаимодействия с социумом
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
В рамках реализации регионального национального компонента наш детский сад активно сотрудничает с национальным музеем РК
Один раз в месяц на базе детского сада сотрудники музея проводят интерактивные занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем
«Старинный сундучок» (Рассказ-игра о предметах, назначение которых забыто)
«Народный костюм» (Праздничная и повседневная одежда населения Карелии, головные уборы, требуются бумага и фломастеры)
«История игрушки» (В какие игрушки играли раньше, изготовление своей игрушки – требуется пластилин)
«Народная вышивка» (Праздничные вышитые полотенца и головные уборы, значение символов, требуется бумага и фломастеры)
«Карельские народные музыкальные инструменты» (Показ и рассказ сопровождаются записью музыки)
«По страницам Красной книги» (О некоторых животных и растениях, занесенных в Красную книгу Карелии)
«Животные строят» (Многообразие жилищ лесных животных)
«Синичка-именинница» (Птицы, зимующие в наших лесах, изготовление кормушки из молочного пакета)
«Волшебный мир дерева» (Что и как делали карелы из дерева, требуются бумага и фломастеры)
«Шляпка на ножке» (Грибные богатства карельских лесов, требуется пластилин)
«Животные в сказке и в природе» (Повадки и поведение животных – героев народных сказок)
«Птицы весной» (Перелетные птицы, их поведение весной, весенние напевы)
«Чей нос лучше?» (Игровое занятие о клювах и носах)
«Сокровища гномов» (Богатства карельских недр, горные породы и минералы)
Занятия с детьми по программе «Музей вызывали?» проводят сотрудники Музея Изобразительных искусств.
Фольклорный ансамбль «Кантеле» - интерактивные программы
Дворец творчества. Занятия для детей по программе «Музей в чемодане»
Детская библиотека. Занятия для детей по проекту «Край, в котором я живу»
Школьный Музей «Родник» - интерактивные занятия по ознакомлению детей с предметами быта наших предков.
4 Интеграция РК в образовательную деятельность
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову,
преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Традиционно в феврале проводится тематическая неделя «Моя родина – Карелия». Педагогами создана целая серия занятий, экскурсий, бесед, знакомящих детей с родным городом, краем. На занятия по краеведению педагоги приглашают интересных людей (представитель Общества вепсской национальной культуры, участница карельского хора «Ома пайо» и т. д)
В старшем дошкольном возрасте дети являются активными участниками проектной деятельности
-Конкурс на самую длинную родословную
-Творческие работы «Семейный герб»
Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. Поэтому он широко используется в уже традиционных мероприятиях ДОУ: фестивали карельских игр, масленичные гуляния.
Участие детей в конкурсах, развлечениях и праздниках с государственной тематикой дают детям эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к родному краю, к своей Родине.
5. Организация взаимодействия ДОУ и семьи
Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе.
Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и
сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов,
акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада.
Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное
пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную
позицию гражданина своего города.
- Участие родителей в Акциях
- Проведение нетрадиционных родительских собраний
гастрономический фестиваль «Вкус Карелии»
фестиваль рисунков на асфальте «Сказки родного края» Все участники фестиваля проявили художественное мастерство, рисуя сказки и картины родного края. В солнечный день на асфальте ожили персонажи карельских сказок: Голубая важенка, Невеста-мышь, Белка, Рукавица и Иголка, Старушка и сказки «Лапоток»., Вяйнемёйнен. Здесь мы увидели и родные пейзажи леса, водопад Кивач, реку Лососинку.
участие родителей выставках поделок (мельница Сампо», макет «Водопад Кивач»)
-Совместные экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствовало расширению знаний о местном окружении, приобретению новых сведений об особенностях уклада жизни, культуры своего народа.
-целевые прогулки и экскурсии по городу
Выводы:
На сегодняшний день анализ проводимой работы позволяет выявить положительные изменения:
- в умении педагогов интегрировать РК в содержание тематики обязательной части образовательной программы, изучать материал с учетом особенностей нашего региона.
- Заинтересованность педагогов и специалистов доказывает актуальность использования регионального компонента в образовательной деятельности.
- Теоретический материал позволил воспитателям обобщить и упорядочить знания, а проведение практических занятий способствовало совершенствованию профессионального мастерства, проявляющегося в умении планировать и реализовывать региональный компонент в работе с дошкольниками.
- Заинтересованность и активность родителей, желание сотрудничать с детским садом: помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками мероприятий проводимых в детском саду.
- Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволило решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.