Носкова Людмила Анатольевна
Создание условий для развития и поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Особенностью современных детей является высокий уровень технического развития в сочетании с низким уровнем коммуникативных навыков. Дети очень хорошо владеют техническими новинками, но недостаточно владеют речью, поэтому им трудно взаимодействовать с окружающими и быть успешно социализированными.
Слайд 2.
Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослым и сверстником, овладение устной речью как основным средством общения.
Публикация «Создание условий для развития и поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Способность ребёнка к коммуникации является одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Слайд 3.
Обратимся к определению понятия коммуникативная деятельность.
Как отмечает М. И. Лисина, коммуникативная деятельность - это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Слайд 4. Коммуникативная деятельность развивается в несколько этапов :
Прежде всего, это установление отношений ребёнка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцов для подражания.
На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнёром по совместной деятельности.
На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнёров по совместной деятельности.
На четвёртом – ребёнок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Это позволяет ребёнку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески.
Слайд 5.
Наше общество переходит к новой системе экономических и социальных отношений. В её основе лежит инициативная деятельность всех субъектов.
Одним из направлений детской инициативы является – коммуникативная инициатива.
Что же такое коммуникативная инициатива?
Коммуникативная инициатива – предполагает включённость ребёнка во взаимодействие со сверстниками, где развивается эмпатия, коммуникативная функция речи.
Инициативность в коммуникации проявляется в умении вступать в контакт со взрослыми и сверстниками с учётом норм социального взаимодействия. Ребёнок должен ориентироваться в социальном взаимодействии (где, с кем, как, о чём можно говорить, выслушивать, не перебивать, стараться отвечать на вопросы и самому их задавать, поддерживать тематическую беседу).
Формирование коммуникативной самостоятельности, на наш взгляд, должна быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как совместным играм, так и ко всевозможным мероприятиям.
Педагогу следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведёт за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умения контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.
Слайд 6, 7.
Одной из форм организации деятельности дошкольника, обладающей большими потенциальными возможностями, для формирования инициативы коммуникативной деятельности являются совместные игры. Ведь игра, является самым близким и доступным видом деятельности.
Во время свободной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств. Для этого в группе создана предметно-развивающая, игровая среда, доступная для каждого ребёнка.
Наша группа разновозрастная, дети среднего возраста привлекают, вовлекают в совместную игру не только своих сверстников, но детей младшего возраста. Побуждают партнёра к конкретным действиям, используя речевые пошаговые предложения («Давай играть, делать…», «Ты говори…», «Ты делай…», учатся и стараются регулировать ход игры, могут найти дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт с партнёрами по игре.
Слайд 9, 10, 11, 12.
Наиболее доступной и ведущей формой является сюжетно-ролевая игра. Самостоятельность детей в этих играх одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуть игру и т. п. Объединяясь в совместную игру дети договариваются и по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в таких играх идёт благотворное влияние на эмоциональный климат в игровом объединении, а также проявление детской инициативы.
Слайд 13, 14, 15, 16.
Существенное значение имеют так же дидактические игры. Она выступает как метод обучения, как средство закрепления и углубления знаний, как средство воспитания, как средство получения новых знаний.
Игры с предметами: игра «Чудесный мешочек», в нашем случае «Чудесное ведёрко». Дети младшей группы учатся называть предметы, которые нащупали, а дети средней группы составляют рассказ о предмете. Здесь мы используем игру ТРИЗ «Да -нетка».
Развивающие : такие как «Чудесное животное» - дети выбирают части от разных животных и объясняют, почему их выбрал, чем они хороши.
В игре «Составь логическую цепочку» - выбирают животное, рассказывают, чем питается, чем полезно это животное.
Настольно-печатные игры: пазлы, домино, разрезные картинки. В которые дети так же играют совместно, общаясь друг с другом.
Слайд 17, 18.
Особенно увлекательна для наших детей театрализация, в центре «Театра». Дети с удовольствием участвуют в театрализованных играх. Коллективная театрализация направлена на самостоятельное творчество, способствует самопознанию самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы.
Слайд 19, 20.
Проводиться систематическая работа со сказкой. Наиболее интересными формами работы являются: чтение, рассказывание литературных произведений и фольклорного материала, беседы (где с детьми учимся высказывать суждения о героях, их поступках). В своей работе используем приём мнемотехники, это помогает детям, научится составлять модели текста и рассказывать его. Ещё одним успешным приёмом является, доскажи сказку, где ребёнку даётся возможность придумать своё окончание истории.
Слайд 21, 22.
Немаловажны и строительные игры, где дети договариваются о постройке, распределяют роли: строители – строят дом, гараж, водитель – подвозит строительный материал.
Слайд 23, 24, 25.
Вместе с детьми и родителями мы создаём «Мини-музеи». Эти музеи можно посещать каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, играть, развивать сюжет. Мини-музеи – это результат общения.
Слайд 26.
Во всех играх мы обращаем внимание на взаимоотношения между детьми. Большую роль играет пример воспитателя – используем в речи этикетные формулы: приветствие, прощание, благодарность и др. ; устанавливаем контакт с детьми при помощи слов и жестов; выражаем своё настроение в общении с детьми и окружающими; внимательно относимся к собеседнику, как ко взрослому, так и ребёнку. Постепенно дети перенимают манеру общения, приобретённые навыки общения влияют на развитие коммуникативной инициативы.
Слайд 27.
На наш взгляд, сформированные навыки коммуникативной деятельности дошкольника обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, повышает личностную самооценку, помогает ему почувствовать себя уверенным, успешным в лице сверстников и взрослых, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности.