Галина Ярцева
Создание современной образовательной среды во время внеурочной деятельности воспитанников «Волшебный мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Бумага – это особый конструктивный материал. С одной стороны, он очень непрочный – легко рвётся и мнётся в руках, требует навыков осторожного обращения. С другой стороны, обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.
Публикация «Создание современной образовательной среды во время внеурочной деятельности воспитанников „Волшебный мир бумаги“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В течение двух лет я веду для воспитанников своей группы мини – кружок «Волшебный мир бумаги». Все дети очень любят рассматривать журналы, газеты и со временем накопилось просто много этого материала. Выход из сложившийся ситуации пришел сам по себе, использовать вторично этот материал, т. е дать вторую жизнь.
Весьма перспективное направление в обучении детей работе с бумагой – это не изготовление отдельных поделок, а разнообразных художественных композиций с использованием самых простых техник работы с бумагой для изготовления необходимых «деталей-заготовок», (комочки, полоски) в коллективной творческой деятельности.
Разрывание бумаги на полоски– лёгкая техника работы, доступная умственно-отсталым детям. Она включает небольшое количество взаимосвязанных операций по изготовлению необходимых деталей для будущей композиции и соединения их между собой. Полученные цепочки являются прекрасным конструктивно-изобразительным материалом для построения любых по содержанию и технике исполнения композиций, объёмных или полуобъёмных.
Началось все просто:
• элементы складывание листа бумаги по размеру;
• элементы разрывания бумаги при помощи нити;
• складывание заготовок;
• переплетение двух и более деталей (цепь);
• использование клея ПВА;
• раскрашивание акварельными красками по желанию детей;
Процесс обучения детей плетению из бумаги включает в себя задания на развитие восприятия, мышления, воображения и овладение разными формами знаково-символических средств.
Следует выбирать понятные и интересные для детей темы, объединённые одним смысловым контекстом, и новый тип конструктивных задач, решение которых осуществляется в процессе совместной деятельности взрослого и детей.
Внешние условия – определяются тематикой занятия и условиям «достраивания» незавершённой композиции.
Правило действия – органично включать в картинку конкретные объекты, состоящие из одного или нескольких элементов.
Каждый раз перед детьми стоит конструктивная задача, требующая соотнесение усвоенного способа работы с бумагой с новыми условиями и дающая возможность самостоятельно заниматься художественно-конструктивным творчеством.
Цель моейработы: Развитие у детей творческих способностей с помощью применения в конструировании действий с символическими средствами. Освоение символических средств в процессе плетения из бумаги, организованном по типу художественной деятельности – как конструирование художественных композиций.
Задачи:
• Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребёнка.
• Коррекция различных психических процессов путём применения разных видов деятельности.
• Воспитание умения видеть прекрасное, следовать нормам и правилам человеческого общения, развитие умения работать в коллективе.
В любом возрасте детям особое наслаждение доставляют самоделки, изготовленные педагогами при непосредственном их участии. Во время занятий создаётся такая ситуация обучения, которая делает процесс конструирования понятным, лёгким и интересным делом для ребёнка. При этом простота данной ситуации не расслабляет, а предоставляет возможность активно действовать. Сначала они действуют непосредственно, по первому побуждению. Затем осваивают правила, исходя из собственного понимания ситуации. На основе приобретаемого в этих ситуациях опыта, усваивают способ действия.
Ориентация на сохранные стороны личности ребёнка, его потенциальные возможности, резервы организма является основой представленной работы.
Длительность каждого занятия – 35 минут, с применением динамических пауз, физминуток.
Во время основного этапа согласно принципу систематичности и последовательности плетения, постепенно увеличиваю уровень сложности заданий, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.
На мотивационном этапе во время занятий складывается особая атмосфера, с элементами свободного выбора. Всё это способствует развитию умения работать в группе: ведь победа зависит от личных усилий каждого. Довольно часто это требует от ребенка преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Первые результаты:
• корзина для цветов;
• озеро с лебедями;
Наши подделки принимали участие в выставках внутри учреждения и городских конкурсах детского творчества. Следующим этапом стало участие в Общероссийском педагогическом конкурсе «От солнышка светло, от мамы тепло!», «Времена года в творчестве детей»Учредителем Конкурса является Методическое объединение"Логос. Кемерово. http://konkurs.com.ru/, «Талантоха - 6» http://talantoha.ru
Но на этом наши деятельность не закончилась, сейчас мы плетем объемные поделки, которые являются украшением спальни и класса.
Освоение лёгкой техники работы с бумагой даёт детям возможность работать самостоятельно и творчески, сосредоточить все усилия на построении выразительной конструкции. В зависимости от цвета, величины цепочки могут служить «заготовками» для изображения различных объектов или явлений природы, выступают в качестве «деталей» строительного материала, готового изобразительного средства.