Ляйсан Усманова
Создание развивающей среды дома
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей в детском саду обязательно создаётся предметно-развивающая среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Но воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Да к тому же есть немало детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.
Публикация «Создание развивающей среды дома» размещена в разделах
Семьи живут в различных квартирных условиях и имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Но, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, т. е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир.
Естественно, ребенок должен осваивать все пространство дома (квартиры) : действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей.
Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка была безопасна.
В помещении должно быть светло.
Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.
Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте. Нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать, в противном случае не избежать гиподинамии.
Прежде всего, важно организовать «Детское зеркало». Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, дети любят свое отражение. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок, и вернувшись, осматривает себя.
Можно организовать дома «Мини картинную галерею». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства.
«Мешочек добрых дел» послужит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. Рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т. е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т. д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.
«Детская лаборатория – это серьезно». Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т. д. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т. е. для чего нужно, где и как используется.
В домашних условиях хорошо бы высадить в цветочный горшок луковицу и наблюдать за ее произрастанием. Для опытов можно использовать кусочки ткани, деревянные брусочки, металлы, вату и многое другое. Такие опыты активируют аналитическую деятельность мозга, развивают любознательность, ответственность, логическое мышление.
«Шкаф находок». В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.
«Книжки в вашем доме». Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания, и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.
«Моя родословная или ленточка моей жизни». Очень важно найти достойное место семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой.
«Уголок потерянных вещей». Именно в дошкольном возрасте формируется привычка складывать аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.
Также следует уделять внимание и на побор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского театра, уголка изобразительного творчества.
Немалую часть времени ребенок проводит с вами на кухне, поэтому имеет смысл подготовить для него «волшебную коробку», в которой хранятся дощечки с налепами из пластилина. На них ребенок может воплощать свои фантазии из крупы и макарон. Можно использовать гречу, рис, горох, перец. Отсчитывая макароны, ребенок закрепляет счет, форму, цвет; также у ребенка развивается мелкая моторика, память, воображение, фантазия.
Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего? На что можно ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!»
Интернет - источники
1. https://29sadik.ru/stranichka-spetsialistov/vospitatel-vysshej-kategorii-lupasheva-irina-aleksandrovna/47-konsultatsiya-dlya-roditelej-sozdanie-razvivayushchej-sredy-doma
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-razvivayuschaja-sreda-doma.html