Марина Елизова
Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации эколого-краеведческой работы в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации эколого-краеведческой работы в ДОУ.
Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача,
или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой,
как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
(Пришвин М. М.)
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Многие педагоги связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации эколого-краеведческой работы в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т. е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям, формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Поэтому правильно организованная предметно-развивающая среда в экологическом воспитании дошкольников имеет большое значение.
Экологическая предметно-пространственная среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности дошкольника по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде. Такая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке педагога.
Экологическая среда в нашей группе включает несколько центров: центр природы, центр экспериментирования.
Центр природы, кроме цветов, включает в себя разнообразные элементы, материалы и пособия:
- коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;
- гербарии, поделки из природного материала;
-дидактическими играми («Времена года», «Кто где живёт»,мемо- карточки «Чудеса природы», Лэп-буки и т. д.);
-наглядно-дидактическими пособиями из серии «Комнатные растения», «Аквариум и его обитатели», «Мир в картинках» («Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т. д.)
- моделями «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Отличие: птицы и звери» и т. д.);
- макетами природных и климатических зон («Пустыня», «Обитатели морских глубин», «Север», «Лес»);
- аудиозаписи со звуками природы.
Центр экспериментирования оснащен атрибутами для опытно-поисковой деятельности: лупой, мерными ёмкостями из различных материалов, песочными часами, воронкой, лейками, трубочками, лупой, весами, микроскопом. У нас есть кейсы для опытов с магнитом, водой и воздухом. Здесь дети могут поработать с образцами природных материалов, воздушными шарами, красками, бумагой. Развиваются любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь; навыки проведения опытов, с соблюдением необходимых мер безопасности.
Для ознакомления детей с природой на улице во время прогулки широко используется, созданная на территории детского сада «Экологическая тропа», в которую входит несколько станций: лесная полянка, цветущий сад, хвойный лес, таежный уголок, урожайная грядка, ромашковое поле, ёлочка иголочка и т. д.
Задачи экологической тропы :
- развивать познавательный интерес ребенка к миру природы, прививать чувство ответственности за ее сохранность, формировать его самоидентификацию в качестве части природы;
- формировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы;
- привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на экологической тропе являются игры, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развивается память, речь, мышление. Осмысленное создание и наблюдение способствует формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание беречь ее и сохранять.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. И нам, взрослым, необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. Именно поэтому в нашей группе появился
мини-музей «Братск – что в имени твоем?».
В 2018 году в нашем детском саду, для популяризации чтения, открыли новое направление известное как «Буккроссинг». Мы его разнообразили, и на его платформе придумали свой «Краеведческий буккроссинг».
Теперь мы там проводим выставки рисунков, плакатов, поделок, книг эколого краеведческой направленности, что, безусловно, помогает нам развивать знания детей о природе родного края и истории и традициях своей малой родины. Так мы провели выставки, посвященные братским писателям и поэтам, книжек малышек по творчеству братских поэтов и писателей, выставку знаменитых братчан, выставку рисунков и плакатов «Мой край», выставку поделок, посвященную празднованию Дня города и многое другое.
В нашем случае предметно-пространственная среда выполняет познавательную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает как источник обогащения детей знаниями о природе родного края, его истории, воспитания любви ко всему живому, раскрывает связи родного края с Родиной