Наталья Отпущенникова
Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание предметно – развивающей среды для воспитанников раннего дошкольного возраста в ДОУ» (из опыта работы).
У ребёнка есть страсть к игре,
и её надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
но и пропитать игрой всю его жизнь.
А. Макаренко.
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.
В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда». А что это?
«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка»
(С. Л. Новоселова).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает :
• Реализация различных образовательных программ
• Условия для инклюзивного образования
• Учёт национально-культурных и климатических условий
• Учёт возрастных особенностей детей
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:
• развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;
• предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;
• большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
II. Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ.
Проведя анализ, я сделала следующие выводы:
1. Педагоги уделяют много внимания созданию развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В таких условиях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, но не все костюмы и атрибуты для с/р игры, инсценировки любимой сказки находятся в доступном месте и ребёнок может самостоятельно взять их.
2. В достаточном количестве имеются дидактические игры по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно, так и приобретенные, настольно –печатные игры. Есть атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, но в основном с преобладанием игр для девочек: «Парикмахерская», «Дочки - матери», «Почта», «Магазин», «Больница», «Аптека». Отсутствует разнообразие сюжетно – ролевых игр для мальчиков как правило это игра «Шофёры».
3. Развитие сенсомоторного навыка представлены материалами для развития конструктивных навыков детей, развития пространственного мышления в младших группах и группах раннего возраста – это матрёшки с вкладышами, всевозможные вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, панно с кнопками, мозаика, пирамиды разных размеров. Во всех группах строительный материал состоит в основном из деревянных и пластмассовых настольных конструкторов, имеющих основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины). Отсутствуют игры на совершенствования навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу.
4. Оборудованы в соответствии с возрастными особенностями познавательные центры в группах старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развивающая предметно-пространственная среда не в полной мере соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса и принципам построения. Не хватает, игрушек, игровых модулей, материала для экспериментирования, речевого центра, центра математики и т. д. Необходимо переходить на новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентируют педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.
III. Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольной организации для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок его жизни. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира.
Одним из важнейших этапов в работе с детьми раннего возраста является развитие их познавательной сферы.
Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления, а также для развития самостоятельности и инициативности особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда.
Анализируя особенности детей раннего возраста, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей ППР среду с учётом их возрастных особенностей, а именно, больше уделить внимания развитию и накоплению опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности и сенсорных навыков.
ППР среда в группе раннего возраста организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности заняться любимым делом. Для этого пространство группы было преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры». Развивающие уголки расположены так, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти, найти себе занятие по душе. В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для воспитанников смешанной общеразвивающей группы раннего возраста от 1,5 до 3 лет, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей постарше.
Так называемая «зона ближайшего развития».
В перспективе на будущее, по своей группе, я наметила…
В смешанной группе раннего возраста от 1,5 до 3 лет, много игровых пособий сделано своими руками. Из нетипичного оборудования, в перспективе на будущее, полным ходом, идет изготовление развивающей доски «Бизиборд».
«Бизиборд – развивающая доска по методике М. Монтессори», которая способствует формированию сенсорных способностей у детей, а также обеспечивает ребенку продолжительный и увлекающий процесс познания и манипуляций с предметами, которые могут быть опасны в быту. При этом малыши не только действуют, но и думают. В ходе соотносящих действий совершенствуется мелкая и крупная моторика, восприятие, внимание, память и мышление ребенка.
В нашей группе много игровых пособий сделано своими руками. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с водой, песком и другими материалами, пытаясь открыть различные емкости, коробочки, дверцы с замочками, малыши решают самые настоящие мыслительные задачи. Решение этих задач неотделимо от практических действий и требует значительных умственных усилий, настойчивости и целеустремленности. Настойчивость в достижении цели, стремление к самостоятельности, нацеленность на результат являются важнейшими показателями сформированности познавательной активности ребенка.
Вывод:
- создавая развивающую предметно – пространственную среду в своей группе, педагоги старались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
- содержание предметно-развивающей среды должно отражать гендерный подход, соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменятся, постоянно обогащаться с ориентацией на поддержание интереса детей, на зону ближайшего развития, на информативность и индивидуальные возможности детей.
Список используемой литературы:
1. Павлова Л. Н. Раннее детство : предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М. : Центр «Школьная книга», 2004
2. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005