Папки-передвижки

Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада

Наталья Отпущенникова
Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

«Создание предметно – развивающей среды для воспитанников раннего дошкольного возраста в ДОУ» (из опыта работы).

У ребёнка есть страсть к игре,

и её надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко.

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание.

Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада» размещена в разделах

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда». А что это?

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка»

(С. Л. Новоселова).

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает :

• Реализация различных образовательных программ

• Условия для инклюзивного образования

• Учёт национально-культурных и климатических условий

• Учёт возрастных особенностей детей

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;

предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;

• большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

II. Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ.

Проведя анализ, я сделала следующие выводы:

1. Педагоги уделяют много внимания созданию развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В таких условиях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, но не все костюмы и атрибуты для с/р игры, инсценировки любимой сказки находятся в доступном месте и ребёнок может самостоятельно взять их.

2. В достаточном количестве имеются дидактические игры по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно, так и приобретенные, настольно –печатные игры. Есть атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, но в основном с преобладанием игр для девочек: «Парикмахерская», «Дочки - матери», «Почта», «Магазин», «Больница», «Аптека». Отсутствует разнообразие сюжетно – ролевых игр для мальчиков как правило это игра «Шофёры».

3. Развитие сенсомоторного навыка представлены материалами для развития конструктивных навыков детей, развития пространственного мышления в младших группах и группах раннего возраста – это матрёшки с вкладышами, всевозможные вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, панно с кнопками, мозаика, пирамиды разных размеров. Во всех группах строительный материал состоит в основном из деревянных и пластмассовых настольных конструкторов, имеющих основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины). Отсутствуют игры на совершенствования навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу.

4. Оборудованы в соответствии с возрастными особенностями познавательные центры в группах старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развивающая предметно-пространственная среда не в полной мере соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса и принципам построения. Не хватает, игрушек, игровых модулей, материала для экспериментирования, речевого центра, центра математики и т. д. Необходимо переходить на новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентируют педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.

III. Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольной организации для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок его жизни. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира.

Одним из важнейших этапов в работе с детьми раннего возраста является развитие их познавательной сферы.

Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления, а также для развития самостоятельности и инициативности особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда.

Анализируя особенности детей раннего возраста, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей ППР среду с учётом их возрастных особенностей, а именно, больше уделить внимания развитию и накоплению опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности и сенсорных навыков.

ППР среда в группе раннего возраста организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности заняться любимым делом. Для этого пространство группы было преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры». Развивающие уголки расположены так, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти, найти себе занятие по душе. В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для воспитанников смешанной общеразвивающей группы раннего возраста от 1,5 до 3 лет, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей постарше.

Так называемая «зона ближайшего развития».

В перспективе на будущее, по своей группе, я наметила…

В смешанной группе раннего возраста от 1,5 до 3 лет, много игровых пособий сделано своими руками. Из нетипичного оборудования, в перспективе на будущее, полным ходом, идет изготовление развивающей доски «Бизиборд».

«Бизиборд – развивающая доска по методике М. Монтессори», которая способствует формированию сенсорных способностей у детей, а также обеспечивает ребенку продолжительный и увлекающий процесс познания и манипуляций с предметами, которые могут быть опасны в быту. При этом малыши не только действуют, но и думают. В ходе соотносящих действий совершенствуется мелкая и крупная моторика, восприятие, внимание, память и мышление ребенка.

В нашей группе много игровых пособий сделано своими руками. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с водой, песком и другими материалами, пытаясь открыть различные емкости, коробочки, дверцы с замочками, малыши решают самые настоящие мыслительные задачи. Решение этих задач неотделимо от практических действий и требует значительных умственных усилий, настойчивости и целеустремленности. Настойчивость в достижении цели, стремление к самостоятельности, нацеленность на результат являются важнейшими показателями сформированности познавательной активности ребенка.

Вывод:

- создавая развивающую предметно – пространственную среду в своей группе, педагоги старались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

- содержание предметно-развивающей среды должно отражать гендерный подход, соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменятся, постоянно обогащаться с ориентацией на поддержание интереса детей, на зону ближайшего развития, на информативность и индивидуальные возможности детей.

Список используемой литературы:

1. Павлова Л. Н. Раннее детство : предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М. : Центр «Школьная книга», 2004

2. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. В каждом ДОУ развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую, стимулирующую функции.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание предметно-развивающей среды своими руками в первой младшей группеСоздание предметно-развивающей среды своими руками в первой младшей группе Двухлетний ребёнок живёт по особым психическим законам. Познание окружающего мира,развитие речи,развитие движений,формирование мышления имеет.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского садаСоздание предметно-развивающей среды в группе детского сада Организация раздевалок В раздевалке находится: - Стенд детских работ и выставка детского творчества - Стенд НОД; - «Информация для родителей».

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год»Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год» Ко Дню огорода на подоконнике на МААМ. Приглашаем народ: – Заходите в огород! Огород мы садим с ребятами каждый год. Как же без огорода.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментированияСоздание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада
Опубликовано: 19 июня 2020 в 09:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Отпущенникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД