Марина Веденюкова
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Центр речевого развития в средней группе «Говорушка»
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Создавая развивающую среду группы, для меня было важным, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому я уделяла большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Содержание речевого уголка:
1. Картотека артикуляционных упражнений.
2. Зеркало.
3. Картотека дыхательных упражнений.
4. Картотека пальчиковых игр.
5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических).
6. Игры, способствующие формированию воздушной струи.
7. Дидактические игры на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи
8. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.
9. Картотека игр на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
10. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)
11. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.
12. Артикуляционный куб.
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
- игрушек (дидактические, образные наборы игрушек,
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Овощи,фрукты», «Мамы-детки» «Домашние животные», «Кто это?», «Герои русских сказок», «Дикие животные», «Времена года», «Птицы вокруг нас», «Аквариумные рыбки» и др. ,
- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Музыкальное лото» и др.)
Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности:
- альбомы детских загадок,
-книжки детских сказок,
-портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности
При создании центра речевого развития особое внимание уделялось театрализованной деятельности, так как в ходе театрализованной деятельности у ребенка развивается игровое поведение, творческие качества, умение общаться со сверстниками.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Главное, вооружиться простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.