Зоя Зырянова
Создание предметно-развивающей среды ДОУ в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает способы действия в быту, игре, на занятиях; результатом накопленного опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды ДОУ в адаптационный период» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно- развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры –занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мебель размещается таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. В группе имеется “домашний уголок”, где ребенок может поиграть, посидеть в домашней обстановке.
Рядом с “домашним уголком” есть уголок с растениями, где ребенок может вместе с воспитателем по ухаживать и полюбоваться распустившимися цветочками. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе также есть и спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей 2—3 лет в движении. У ребенка появляется желание покататься с горки, попрыгать на большом мяче, покатать малые мячи, пройти по дугообразной лестнице, проехать на машине и мотоцикле.
В уголке на мягком диване малыши могут вместе с воспитателем посмотреть яркие книжки – малышки, различные предметные и сюжетные картинки, пособирать пирамидки, башенки, мозаики, вкладыши, сборные фигурные игрушки, всевозможные лото и другие, дидактические, развивающие, настольно- печатные игры.
На мягком большом ковре дети вместе с воспитателем могут играть с легким строительным конструктором, как с крупным, так и со средним обыгрывая постройки и поделки.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой, которое находится в группе. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Песок и вода это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком и если ребенок еще плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
Летом подобные игры организовываются на улице. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые
трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Так любимая игрушка, которую он принес из дома и ложится с ней спать создает ощущение психологического комфорта и частичкой дома.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.