Валентина Вильчинская
Создание предметно-развивающей среды для успешной адаптации детей в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-развивающей среды для успешной адаптации детей в детском саду.
Счастливое детство и радость - понятия неразделимые. Жизнь ребенка в детском саду нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Именно она создает здоровый душевный настрой, жизнеутверждающее мироощущение растущего человека. На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды для успешной адаптации детей в детском саду,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Очень непросто создать у детей, особенно у малышей, такое радостное настроение в период их привыкания к детскому саду. Непривычная обстановка, отсутствие родных и близких людей, незнакомые взрослые и сверстники, иной характер общения - все это настораживает, волнует, угнетает малыша, нередко вызывает слезы, отрицательно сказывается на физическом состоянии.
Поэтому воспитатель старается, прежде всего, снять напряжение, создать в группе спокойную обстановку. Этому содействуют предупредительные меры : постепенный прием в группу новичков (чтобы каждому из них можно было уделить побольше внимания, заблаговременное знакомство с будущими воспитанниками (чтобы узнать об их особенностях, привязанностях, любимых игрушках, и, конечно же, доброжелательный тон общения с детьми, умение их занять, вызвать у них желание общаться.
Знакомство с группой для наших ребят и их родителей начинается уже в приемной: шкафчик каждого ребенка оформлен визитной карточкой семьи (фотоколлажи, оформленный каждой семьей по их усмотрению: кто-то летит на ракете в космос, кто-то - едет в поезде, а кто- то расположился на цветочной полянке. Эти «кусочки дома» позволяют ребенку чувствовать близость родных людей, их тепло, защиту и поддержку.
Одну из стен украшает панно-Паровозик знакомства. В начале - это были фотографии воспитателей и детей- с появлением нового ребенка в свободном окошке одного из вагонов появлялась фотография с фамилией и именем ребенка. Так родители и педагоги знакомились с детьми и между собой. Теперь же в окошках вагонов помещаются фотографии из жизни группы: наши первые достижения, игры, интересные события.
В углу у шкафчика притаился маленький домик. В таком с удовольствием поселился бы гномик или какой-нибудь другой волшебный человечек. Снаружи и изнутри стены домика
обклеены мягкой узорчатой тканью. На входящих приветливо смотрят маленькие окошки. А сделан домик из обычной обувной коробки. Кроме чудесного вида, у домика есть еще одно достоинство: его треугольная крыша откидывается, как крышка шкатулки, и при желании можно заглянуть внутрь. Что внутри? Внутри хранятся мелкие вещички, по недосмотру забытые хозяевами в группе, завалившиеся под лавочку, под шкафчик, или просто оброненные: расчески, носовые платочки, пояски, маленькие игрушки, зимой - одинокие варежки и носочки. Если растеряшка спохватится и обнаружит пропажу, заботливый домик вернет ему потерянную вещь.
В раннем возрасте опыт ребенка и его фантазия еще не очень богаты, и задача взрослого - поддержать и развить игровые умения маленького человека. Такая работа может вестись только индивидуально (именно для этого и необходима определенная организация пространства группы, т. к. известно, что в этом возрасте дети еще не могут объединяться в коллективной игре и играют «рядом». Вот почему уже с первых дней мы в своей группе стараемся установить эмоционально-положительные отношения не только с каждым ребенком и со всеми детьми в целом, но и с их родителями. Для этого в группе имеется Чудесный зонтик. «Он умеет раскрываться и закрываться, а под его куполом «живут» различные мелкие игрушки, их можно отстегнуть - поиграть и снова пристегнуть на место.
А вот стоит «Волшебный ящик»- это своеобразная модификация всем известного «чудесного мешочка». Этот ящик также изготовлен из обувной коробки. В боках коробки проделаны круглые отверстия, к которым прикреплены рукава. Ребенок продевает руки в рукава и с этого момента они начинают жить самостоятельной жизнью- нащупывают различные вещицы, поглаживают их, одним словом, пытаются определить что за чудо попало к ним в руки.
Очень любят малыши рисовать! Для удовлетворения этой их потребности мы оборудовали столик художеств - обтянули его обоями, нанесли различные рисунки с помощью трафаретов, поставили краски и карандаши. Твори сколько твоей душе угодно! Главное- успеть вовремя заменить обои на столе.
И еще один уголок любят наши малыши - это уголок «Вода-камни-песок». Здесь они получают особое наслаждение, соприкасаясь с неживой природой, черпая знания о ее разнообразии свойствах в непринужденной игровой обстановке.
Нравятся ребятам игры с прищепками- с помощью прищепок в руках у ребят оживают зверята, солнышко расправляет свои лучики и радостно светит всем окружающим.
Благородную задачу создания ниши покоя призван решить уголок уединения. Если верить психологам, он должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился - можно вылезать и снова включаться в общую суету.
Радость для других. Она достигается усилиями. Задача педагога - направить ребёнка на добывание активной радости, выражающейся в действии, в умении творить добрые дела не только для себя, но и для других и приносящей растущему человеку удовольствие.
Постепенно ребенок включает новый, не знакомый мир в свой привычный, в котором он уже хорошо адаптирован и воспринимает свою группу как продолжение семьи, ее внешний круг.