Анастасия
Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период целенаправленного развития личности. В связи с этим вопрос организации развивающей предметно – пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО программа должна строится с четом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Публикация «Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2021
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Именно поэтому мы в своей практике испытываем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно – пространственной развивающей среды.
Многие педагоги рассматривают среду, как условие саморазвития личности, именно через предметно – пространственную среду ребенок сам может развить свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого же заключается в правильном создании такой среды, которая бы способствовала максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства, должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.
В своей практике мы придерживаемся определенных требований к развивающей предметно – пространственной среде. Мы стремимся к тому, чтобы развивающая среда максимально обеспечивала реализацию образовательного потенциала. Была достигнута для воспитанников во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс. Мы стараемся обеспечить свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды деятельности.
Регулярно пополняя предметно – развивающую среду, мы стараемся учитывать интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам предлагаем инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуется предметы женской одежды, украшения, сумочки, банты и т. д. Мальчикам предлагаем детали военной формы, рыцарские доспехи.
В подготовительной группе предлагаем детям предметы для организации сюжетно – ролевой игры «школа». Это способствует овладению детьми чтения и письма. Также предлагаем печатные буквы, книги с крупным шрифтом, различные пособия с буквами и цифрами.
Одним из основных требований к предметно – пространственной среде является безопасность. Следует помнить о том, что прежде всего предметно – развивающая среда в ДОУ должна выполнять функцию сохранения физического и психологического здоровья. Все элементы должны обеспечивать надежность и безопасность, т. е. на все игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Хочется подчеркнуть, что нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд. Среди нее ребенок будет жить – развивается, его духовный рост будет совершенствоваться.
Правильно организованная предметно – развивающая среда в детском саду несет эффективность воспитательно – образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру, к миру людей, природы.
Именно в результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.
Таким образом, развивающую среду можно назвать «обучающей» и «воспитывающей».
Полезно привлекать к деятельности по преобразованию предметно – пространственной среды и родителей. Наши родители с большим удовольствием включается в данную деятельность и являются первыми и главными помощниками в обновлении и обогащении предметно – пространственной среды.
Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда нашего детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только группы, но и всей территории.
Литература
1. Дошкольное образование. Словарь терминов/ Сост. Н. А. Виноградова [и др. ] – М. : Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
2. Дошкольное образование. Словарь терминов/ Сост. Н. А. Виноградова [и др. ] – М. : Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
3. Михайленко, Н. Дошкольное образование : ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5. – С. 17-19.
4. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006. – 128 с.
5. Цаплина, О. В. Формирование творческой активности у старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды детского сада : О. В. Цаплина. – М., 1998. – 16 с.