Водяницкая Людмила
Создание положительного психо-эмоционального комфорта в логопедической группе ДОУ — основа развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Водяницкая Л. Е.
Создание положительного психо-эмоционального комфорта
в логопедической группе ДОУ - основа здоровья и развития личности ребенка
Основными структурными единицами систематической работы по реализации этой цели являются:
Публикация «Создание положительного психо-эмоционального комфорта в логопедической группе ДОУ — основа развития личности ребенка» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
- целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в детском саду (методики «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Минутка – пробудка», «Двигательные часы», «Доска настроений»).
- профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессивности (методики «Коробочка добрых дел» и «Сонные игрушки», объединяющие игры с воспитателем и детьми).
- целенаправленная работа по формированию «умных» эмоций, развитию способности детей управлять своим настроением и закреплению навыков общения (серия занятий и игр «Я и мои эмоции», серия занятий «Как улучшить настроение», психокоррекционные игры для детей с трудностями в общении.
- работа с семьей по выработке единых подходов к проблеме обеспечения эмоционального благополучия детей и навыков личностно-ориентированного общения.
По этой проблеме мы начинаем работать, как только ребенок переступает порог группы. Первое знакомство с воспитателем с детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада. Проводим игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем: «Клубочек», «Найди друга», «Рукавички», «Найди пару медвежонку», «Комплименты», «Дружба начинается с улыбки», «Песенка по кругу», «Дракон укуси свой хвост» и т. д. Мы стараемся, чтобы наша группа стала для ребенка местом, где ему уютно, хорошо и весело. Создаем спокойную обстановку, предотвращая ссоры между детьми, не допуская громких разговоров между взрослыми и детьми, постоянно разнообразим практику общения с каждым ребенком, проявляя доверие, внимание, чтобы каждый ребенок думал : «меня в группе ждут с нетерпением, а значит я - хороший, меня любят».
Для поддержания и развития благоприятной атмосферы в группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, используем ритуалы: встречу с детьми каждый понедельник под названием «Утро радостных встреч», ежедневно «Утреннее приветствие» с включением психокоррекционных упражнений : «Ласковушки». «Ладонь в ладонь», «Я самый, самый» с использованием народных пословиц о дружбе «Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Дерево живет корнями, а человек – друзьями» и др.
«Доска желаний» помогает не только выявить интересы детей, но и учит детей планировать собственную деятельность, учитывать интересы друг друга.
Во вторую половину дня также стараемся насытить жизнь детей интересными и увлекательными делами. Используем «Коробочки добрых дел» с целью формирования социальной мотивации, побуждения к нравственным поступкам. Для вечерних групповых посиделок в группе оформлен «народный уголок» деревянный стол с лавками, русским самоваром. Традиционными стали у нас еженедельное чаепитие «Сладкий вечер», «день именинника» отмечаем в день рождения каждого ребенка, раз в месяц «День маленького кулинара». Наши дети научились нарезать несложные салаты, с помощью воспитателя готовить песочное тесто, самостоятельно формовать и украшать печенье, но главное дети любят угощать своими изделиями гостей группы и обязательно родителей.
Таким образом, в условиях организованного общения наши дети приобрели опыт доверия и доброжелательного принятия группой каждого из ее участников, научились сотрудничать и поддерживать друг друга.
В минуты вечерних посиделок дети с интересом включаются в обмен суждениями по поводу различных событий в своей жизни, о своих желаниях и мечтах, однако в таких беседах с детьми стало очевидным, что необходимо развивать саму по себе эмоциональную сферу, обогащать чувства. Мы увидели необходимость использования методов прямого педагогического воздействия при помощи непосредственно образовательной деятельности с детьми. Разработали развивающие занятия, которые объединили в два цикла. Первый - «Я и мои эмоции» такие как: «Сердце веселиться – и лицо цветет», «Горе горевать – не пир пировать», «Сердись, а на мир слово оставляй», направленные на знакомство детей со всем спектром человеческих эмоций, развитие умения определять не только собственно эмоции, но и эмоции переживаемые другими. Второй – «Что я знаю о себе» формирующий представления у детей о взаимосвязи психического и физического здоровья. Важности для человека положительных «теплых» эмоций хорошего настроения и приемах саморегуляции своего настроения. В разработанных нами занятиях широко используются не только разговорные методы взаимодействия, но и включены разнообразные психотехнические средства, выполняющие роль психологического сопровождения : подбор упражнений «Знакомство», «Узнай автора и его настроение», «Как меня видят другие»; релаксационные паузы «Радуга», «Цветущий луг», «Волшебный цветок» пантомима и музыка.
Необходимость часто обращаться к методике «Цветопись нрастроения», для определения эмоционального состояния воспитанников, реализуется на специальном панно «Наше настроение».
Каждый из циклов занятий имеет продолжение в повседневной жизни в форме специально подобранных психо-эмоциональных игр и упражнений на саморегуляцию и развитие самосознания. Оформили картотеку таких игр: «Пиктограммы», «Облака», «На рыбалке», «Волшебные шары» и др.
Также использовали коррекционные игры и упражнения на преодоление застенчивости, замкнутости, неуверенности в себе: «Зеркало», «Кораблик», «Секрет», игры с набивным мячом на предотвращение агрессивного поведения, позволяющие «выплеснуть» энергию.
Мы разработали и провели цикл специальных театрализованных занятий, содержанием которых является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами. Практическое действие каждого ребенка способствовало формированию художественно-образных исполнительских умений, развитию уверенности в себе, интереса к данному виду деятельности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, улучшилась диалогическая речь, ее грамматический строй. В распоряжении детей импровизированный кукольный театр с, костюмерная с широким выбором костюмов, масок, театральных атрибутов, изготовленных воспитателями, родителями и детьми. Организуя театральную деятельность детей, мы стремились не останавливаться на сопереживании литературным героям, а переключить сопереживание и сочувствие в содействие. В повседневной жизни группы каждый раз побуждаем ребенка оказывать помощь товарищам, разделять их радость и огорчения, проявлять заботу о них, т. е. чувства, которые он испытывает к литературным образам, переносить в реальный мир взаимоотношений дошкольников.
Понимая, что личность дошкольника формируется не только в условиях детского сада во взаимодействии со сверстниками и воспитателем, но и в семье, где родители, бабушки и дедушки – самые близкие и значимые ребенку люди, мы совместно с психологом проанализировали опыт и особенности общения родителей с детьми. В работе с родителями мы старались выработать единые требования и подходы в воспитании и развитии дошкольников, повысить культуру межличностного взаимодействия взрослых и детей в семье. Организовали работу «Психологической гостиной», где обсуждали проблемы общения, включали обучающие игры-тренинги на выработку партнерского стиля общения, знакомили родителей с играми и упражнениями, помогающими развивать эмоциональную сферу ребенка, исправить некоторые отклонения: страхи, робость, проявления агрессии. Совместные праздники, спортивные развлечения, групповые досуги позволили родителям включится в игровое сотрудничество с детьми, стать для детей не только источником внимания, носителями знаний, но и партнерами по общей деятельности, что способствовало улучшению семейных взаимоотношений.
Таким образом, использование системы занятий, развивающих и коррекционных игр, традиций и ритуалов жизни в группе, позволило нам повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и семье, сформировать эмоциональную и социальную зрелость детей, умение свободно проявлять эмоции, снижать проявления агрессивности, овладевать навыками регуляции настроения, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе в более старшем возрасте при переходе в школу.