Светлана Щепилина
Создание компьютерных игр для детей с ОВЗ, владеющих элементарными навыками работы с компьютером
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного образовательного стандарта. В связи с этим одной из актуальных проблем в работе учителя-логопеда становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.
Прогресс не стоит на месте и для совершенствования коррекционно-развивающего процесса необходимо привлекать новые технологии. Таковыми бесспорно являются компьютерные технологии.
Публикация «Создание компьютерных игр для детей с ОВЗ, владеющих элементарными навыками работы с компьютером» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мой друг - компьютер
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Информационные компьютерные технологии – это комплекс областей деятельности, которые относятся к технологиям создания, хранения и обработки информационных данных с применением компьютерной техники. Техническими средствами компьютерных информационных технологий является инструментарий, в который входят компьютеры, программное обеспечение, Интернет и сеть. Они позволяют создавать, хранить, обрабатывать, передавать и распространять, а, также, устанавливать ограничения к передаче и получению информационных ресурсов.
ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:
• возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
• хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т. д. ;
• возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;
• возможность перенести полученные материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
Формы использования ИКТ:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).
2. Создание собственных презентаций Microsoft PowerPoint и фильмов в Windows Movie Maker
3. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.
4. Использование комплекса «БОС - Здоровье» (компьютерная программа для дошкольных учреждений) («Здоровая Азбука», «Цифры» и др.)
5. Работа с сайтами и интернет-ресурсами. (Мерсибо.)
Принципы реализации информационных технологий на логопедических занятиях:
• Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. коррекционная Работа с опорой на различные анализаторы
• Системный подход к коррекции речевых нарушений. (ИКТ позволяют работать над всей речевой системой).
• Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов. (Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития).
• Принцип системности и последовательности обучения. (Использование полученных ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному).
• Принцип доступности обучения. (Соответствие возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме).
• Принцип индивидуального обучения. (ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей).
• Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. (В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку).
• Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. (Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения).
• Принцип воспитывающего обучения. (Воспитание у детей – логопатов волевые и нравственные качества).
• Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. (Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов)
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Детям с ОВЗ нужны «особые» условия обучения и воспитания. Психологические особенности таких детей предполагают несколько иной подход к отбору содержания изучаемого материала при обучении - выдвигая на первый план то содержание, которое обеспечивает формирование положительных мотиваций к занятию, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора детей. Применение разнообразных компьютерных технологий способствует эффективной коррекции нарушений и создает особую среду, стимулирующую развитие личности каждого ребенка, позволяет использовать новые возможности в обучении. В последние годы компьютер все чаще применяется в области специального образования как наиболее адаптивное и легко индивидуализируемое средство обучения.
Использование компьютерных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности при этом не отступая от ведущей игровой деятельности дошкольного возраста. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться на традиционном занятии.
Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях позволяет повысить интерес к занятиям, эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. В своей работе я активно использую презентации Power Point, которые обладают широкими возможностями. Особенно значимо то, что создавать такие игры-презентации возможно индивидуально для каждого ребенка с учетом его интересов. Для работы с детьми с ОВЗ индивидуальный подход не может существовать без дифференцированного подхода, так как состав обучающихся является неоднородным, встречаются всевозможные нарушения развития. Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ребенка (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету, определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на занятии.
Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия необходимо учитывать следующее:
• Продолжительность занятия на компьютере - 5 минут
• Игра на компьютере не должна становиться основной частью занятия, она должна использоваться как сюрпризный момент или в качестве поощрения.
• Периодичность - 2 раза в неделю
Использование компьютерных технологий обеспечивает большое разнообразие презентаций на любую лексическую тему. Электронный материал охватывает все направления: автоматизацию и дифференциацию звуков, словообразование, словоизменение, работу над предлогами, согласование слов, работу над формированием навыков звукового анализа и синтеза и т. д.
На коррекционных занятиях дошкольники работают не с компьютером, а с персонажами, которые «приходят» к ним в конце занятия. Определенным стимулом для детей является необходимость положительных результатов работы в первой половине занятия.
Каждая предлагаемая презентация должна обязательно сопровождаться поясняющей беседой.
Предлагаю вашему вниманию презентацию для развития навыков звукового анализа. Презентация создана для девочек. Мы предлагаем отправится в волшебный мир звуков вместе с Диснеевскими принцессами. Каждая принцесса отвечает за определенное задание. Презентация сделана с помощью настройки анимации и переходов по гиперссылке.
На первом слайде мы видим всех принцесс. Первая просит помощи Ариэль. Вместе с ней мы отправляемся в подводное царство. (Слайды 2,3). Сначала следует попросить назвать все картинки, которые видит ребенок. Только потом мы озвучиваем задание. Управление осуществляется с помощью клавиши пробел. После появления буквы мы предлагаем ребенку нажать на нее с помощью компьютерной мыши, происходит переход к следующему заданию.
Следующей помочь выполнить задания предлагает Аврора. Ребенок называет изображенную картинку, затем мы озвучиваем ему задание. В слайдах 4-6 ребенку необходимо определить место положение заданных звуков в словах (в начале, середине или конце). С помощью компьютерной мыши ребенок нажимает на крышу нужного домика. В случае правильного ответа происходит переход к следующему заданию.
После мы отправляемся в волшебный лес вместе с Белоснежкой (Слайды 7-9). Данное задание предполагает владение звуковым анализом слов. Предлагаем ребенку выбрать картинку, к которой подходит указанная схема. Задание дублируется с помощью вырезанных фишек на столе, разбираются оба слова, после чего происходит выбор с помощью компьютерной мыши. На последнем слайде ребенок видит похвалу, принцессы благодарят за помощь.