Елена Алексеева
Создание фитокартин как элемент развивающей предметно-пространственной среды. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Создание фитокартин как элемент развивающей предметно-пространственной среды. Фотоотчет
Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего возраста. Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из структурных единиц содержания программ дошкольного образования является область художественно-эстетического развития, которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей. Решение поставленных задач достигается через организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Создание фитокартин как элемент развивающей предметно-пространственной среды, Фотоотчет» размещена в разделах
Одним из элементов данной среды стала «Картинная галерея в детском саду».
Дети расширяют свои знания в мире искусства и творчества великих художников, знакомятся с художниками России, любуются их картинами, образами, «заглядывают» внутрь картины и стараются понять, что хотел изобразить художник, о чем он думал и как воплотил свой замысел. Простыми и доступными способами рассказываем воспитанникам об искусстве великих художников. Дети пробуют сами создать свои собственные шедевры.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и с большим интересом познает этот мир, открывает для себя что-то новое, исследует.
Опираясь на данные возрастные особенности детей педагоги детского сада внедрили практику создания фитокартин вместе с детьми.
Эти картины стали элементом развивающей предметно-пространственной среды, которая формирует ценностные ориентиры, развивает умение высказывать свои мысли, суждения и отношения к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе. Способствует воспитанию эстетических, нравственных, социальных чувств, которые побуждают детей к участию в различных видах творческой деятельности. Для создания своих картин дети используют разнообразные техники: рисунок, живопись, пластилинографию, аппликацию, коллаж, используют природный материал. При этом важно, чтобы воспитанники не повторили картину, а поняли ее и отразили свои эмоции и чувства в новом произведении. Фантазия детей не ограничивается никакими рамками.
Давайте разберем, что такое фитокартина в нашем понимании. Фитокартина - это оригинальная композиция из живых растений, в которой можно сочетать живые растения и разнообразные техники создания картин. Такая картина не только эстетична, но и экологична. Живые растения наполняют помещение природным ароматом, дарят радость эстетического наслаждения великолепием живых растений. Фитокартины — не просто украшение, но и обучающий материал, призванный знакомить детей с растительным миром. Это для детей необычно, но в тоже время очень интересно и увлекательно. Поэтому создание фитокартин дает возможность наиболее эффективно развивать творческую индивидуальность ребенка. Работа над картиной планируется так, чтобы ребенок имел возможность свободно творить.
Как используются созданные детьми фитокартины в развивающей предметно-пространственной среде? Насколько они соответствуют образовательному стандарту?
Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать не только разнообразные предметы и средства для детского творчества, но и продукты детской деятельности. Последние становятся украшением среды детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства. А так же продукт детского творчества отражает их представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира и эмоциональное отношение к ним. Фитокартины в полном объеме соответствуют решению данных задач.
Предварительная работа с живописным произведением великих художников формирует художественный вкус дошкольников, дает образец разнообразия художественных образов, способствует развитию творческих навыков.
Где мы берем материал для фитокартин? Это не только краски, кисти, природный материал, но и продукты совместной детской деятельности. Например: продукты проекта «Крошки на окошке». Дети совместно с педагогом выбирают доступные для выращивания и использования в фитотворчестве растения, высаживают их, выращивают и затем применяют в своем творчестве. Растения для посадки выбираются самые неприхотливые и стойкие.
В итоге такой деятельности детские работы находят место рядом с произведениями великих художников. Этот итог работы не только развивает художественно-эстетическое восприятие мира ребенка, но позволяет осознать значимость собственной творческой деятельности, способствует развитию уверенности в себе.