Татьяна Гридина
Создание дидактического пособия «Дерево 4 сезона»
Создание Дидактического пособия "Дерево 4 сезона".
Представляю вашему вниманию дидактическое пособие "Дерево 4 сезона", сделанное своими руками, а также презентацию мастер класса по его изготовлению.
Цель: закрепление у детей знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года.
Публикация «Создание дидактического пособия „Дерево 4 сезона“» размещена в разделах
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Дидактические игры
- Темочки
Данное пособие может использоваться в группах детского сада для индивидуальных и групповых занятий, как часть календаря природы, способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей дошкольного возраста.
Пособие объемное, представляет собой макет дерева. Дерево изготовлено из плотного картона, разделено на четыре сектора соответствующих временам года.
Методические приемы работы с дидактическим пособием:[/i]
Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры.
Первая часть сектора представляет собой дерево зимой. На него дети могут приклеить снежинки, зимующих птиц и т. п.
Вторая часть сектора окрашена в светло-голубой цвет, представляет дерево весной. На нем могут располагаться листочки зеленого цвета, а также розовые цветы – цветение яблони.
Третья часть сектора окрашена в зеленый цвет, представляет «дерево летом». В этом секторе расположены фрукты на дереве, траву, ягоды, насекомых.
Четвертая часть сектора окрашена в оранжевый цвет, представляет собой дерево осенью. На нем могут располагаться листочки, выполненные из фетра желтого, оранжевого цвета, плоды осени.
Также в каждом секторе располагается зеленая елочка.
Пособие может обновляться новыми экспонатами: куклами в сезонных одеждах, фигурками животных, а также сезонными атрибутами для использовании в различной игровой деятельности.
Основные достоинства дидактического пособия «Дерево – четыре сезона»:
Доступность;
Мобильность;
Многофункциональность;
Возможность замены учебного материала.
Примеры игры с макетом:
Угадай время года
Цель: Формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами года, делать обобщения, называть их в речи.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям по признакам, выложенным на столе (желтые листья, снег, яблоневый цвет и т. п., определить загаданное время года, а также дополнить своими знаниями и закрепить детали на дереве. Игра может использоваться при взаимодействии нескольких детей. Тогда можно предложить каждому рассказать о доставшемся времени года или рассказать об одном по очереди, не повторяясь.
Последовательность времен
Цель: Формировать представления о чередовании времен года.
Ход игры: Ребенку предлагается определить последовательность событий, относящихся к смене времен года. Например, зимой был снег, деревья спали; весной деревья начали просыпаться, зацвели деревья и трава; летом из цветов появились плоды; осенью плоды созрели. Так же можно использовать куклу и рассказать о том, как проходит год.
Что лишнее
Цель: Продолжать формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами года.
Ход игры: На сегменте дерева, посвященному одному из времен года, находится деталь, не соответствующая этому времени года. Ребенку нужно ее найти и объяснить свое мнение. В игру можно играть нескольким детям.
Посчитай и сравни
Цель: Продолжать учить счету в пределах 10, учить сравнивать количество предметов между собой.
Ход игры: используются съемные элементы без дерева (или с деревом). Воспитатель по своему усмотрению раскладывает перед ребенком от 2 до 6 видов элементов (листья зеленые и оранжевые, яблоки зеленые и красные, снег, цветы) в любом количестве от 1до 10. Ребенку предлагается поставить знак «больше», «меньше», «равно» между группами предметов.
Год начинается с зимы
Цель: формировать умение слушать произведения искусства, запоминать услышанное, анализировать поэтический текст.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение «Год начинается с зимы.» и по ходу чтения стихотворения, ребенок раскладывает на дереве те элементы, о которых упоминается в стихотворении. С усложнением можно играть так: воспитатель прочитывает текст, а потом ребенок по памяти раскладывает элементы. Еще более сложный вариант предполагает разучивание ребенком стихотворения и самостоятельную игру.
Описание слайдов презентации:
2 слайд. Берем плотный картон, вырезаем 2 одинаковых шаблона дерева, делаем разрез до середины на одном из шаблонов, вставляем в другой и получаем объемное дерево.
3 слайд Раскрашиваем каждую сторону соответственно сезону- зима в белый, весна-голубой, лето-зеленый, осень-желтый.
4 слайд Рисуем на подсохшем фоне коричневой краской дерево (на каждой стороне)
5 слайд Украшаем деревья листвой, плодами и т. д. соответственно сезону.