Ольга Метелева
Создание благоприятных условий для тесного сотрудничества между родителями и педагогами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание подрастающего поколения – предмет особой заботы современного общества. Воспитательное воздействие на ребенка необходимо начинать как можно раньше. Успешность его определяется единством и согласованностью воспитательного воздействия, которое осуществляется в детских дошкольных учреждениях, а также в семье, а основа этого единства – полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового подрастающего поколения.
Публикация «Создание благоприятных условий для тесного сотрудничества между родителями и педагогами ДОУ» размещена в разделах
Особенную роль играет семья в воспитании своего малолетнего ребенка т. к. родители становятся первыми учителями и воспитателями для него. Родители должны понять, что воспитание детей – самая важная область нашей жизни. И. А. Ильин считает, что именно семья, отец и мать, является для ребенка источником духовной любви и веры человека, формирования системы его ценностных ориентиров.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (в том числе посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения).
В настоящие время разрабатываются модели взаимодействия семьи и государства в области формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения. На примере взаимодействия семьи и образовательного учреждения можно рассмотреть, как решается этот вопрос.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого являются педагоги детского сада.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы:
- изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию детей;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Работа с родителями по формированию ценностных ориентиров должна вестись целенаправленно, планомерно, систематически.
Педагог дошкольного учреждения должен знать каждую семью и каждого ребенка. Особую роль во взаимодействии с семьей играет ценностно- ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных ценностных установок семьи и д/с. Наиболее оптимально они
складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружественными, основанными на совпадении интересов и ценностных установок:
- доверие в взаимоотношениях между педагогом и родителями.
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества и считали д/с «открытой образовательной системой».
По мнению Е. П. Арноутовой, привлечение родителей, других членов семьи к работе дошкольного учреждения необходимо прежде всего для детей, которые с уважением, любовью и благодарностью смотрят на своих пап, мам, бабушек, дедушек, узнают от них что-то новое.
Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношение партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
Первое и решающее условие положительного направления взаимодействия – доверительные отношения между воспитателями и родителями как самостоятельная ценность, формируемая в процессе сотрудничества семьи и д/с. Наиболее часто используются следующие формы организации совместного с родителями воспитательно – образовательного процесса:
- консультативно – рекомендательная
- информационно – просветительная
- практические занятия для родителей
- организация круглых столов, родительских консультаций, семинаров, клубов, детских праздников.
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
На ряду с этими формами работы существуют еще ряд других:
- наглядная пропаганда
- родительские собрания
- консультации
- конференции для родителей
- дни открытых дверей
- устные журналы
- круглые столы
- организация клубов
В современном д/с наиболее интересными формами взаимодействия педагога и семьи становятся вечера вопросов и ответов, которые представляют собой концентрированную информацию по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей.
Ещё современный д/с не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с родителями воспитанников. Это и сайт д/с, где
размещается необходимая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, ответы на вопросы, а так же тематические дайджест журналы, которые можно разместить на сайте или дать родителям для ознакомления в домашних условиях. При этом формы коллективного взаимодействия д/с и семьи сочетаются с индивидуальной адресной психолого – педагогической поддержкой разными категориям родителей и типам семей, оказываемой консультативным пунктом ДОУ.
Таким образом благодаря многообразным интегративным формам взаимодействия родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно – образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.