Елена Евгеньевна Зызина
Современными требования к математическому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста.
Публикация «Современными требования к математическому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению, способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость; требует выражения, интуиции.
Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка. Математическая культура - составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная. Сегодня, с учетом обновления содержания дошкольного образования добавляется пятая содержательная линия- алгоритмическая (схемы, модели, алгоритмы). Использование информации в символизированной форме способствует развитию умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление, воображение.
После принятия ФГОС ДО, основополагающего документа, регламентирующего деятельность дошкольных образовательных организаций, наступил достаточно сложный период. В первую очередь в сложной ситуации оказались воспитатели, которые должны реализовывать положения Стандарта и перестроить образовательный процесс в соответствии с целями, задачами, обозначенными в качестве приоритетных в данном документе.
Область «Познавательное развитие», куда входит формирование элементарных математических представлений «предполагает развитие интересов и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)» кроме того, можно проследить тесную взаимосвязь между всеми образовательными областями. Все это четко обозначает необходимость комплексного подхода к решению образовательных воспитательных и развивающих задач.
Программное содержание раздела «Формирование элементарных математических представлений» должно быть «вплетено» в образовательный процесс и реализовываться через привлекательные виды детской деятельности.
Система обучения в детском саду была построена таким образом, что каждое занятие строго регламентировано по времени, и по месту и по частоте. Дети привыкают воспринимать математику как занятие, которое бывает 1-2 раза в неделю.
Необходимо отказаться от такого одностороннего взгляда на математику. Любая деятельность содержит в себе разнообразные математические знания, связи и отношения. Когда математические представления формируется в условиях их практической востребованности, тогда они усваиваются в разы легче и прочнее, нежели в условиях стандарта организованного занятия, сидя за рабочими столами и действуя с привычным дидактическим материалом.
Дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него деятельности. В качестве таковой могут выступать игра, наблюдение, детское экспериментирование, конструктивная деятельность любых видов, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятельность, литературно-языковая деятельность, общение, физическая двигательная деятельность и разнообразная трудовая деятельность.
«Не давать детям готовых знаний»-это аксиома развивающего обучения. Не нужно торопиться все сделать за ребенка, доставьте ему радость и удовольствие от самостоятельно сделанного «открытия», решения сложной задачи и пр. Необходимо вводить в практику работы с детьми больше проблемных вопросов, направленных на установление причинно-следственных связей, отношений и зависимостей. Старайтесь исключить подсказывающие («Это квадрат?») и альтернативные («Это квадрат или треугольник?») вопросы. Замените их вопросами типа: «Что это?», «Почему так думаешь?», «Как ты получил этот ответ» и пр.
Например: при знакомстве с геометрическими фигурами мы обращаем внимание на метрическую структуру каждой из них (наличие сторон, углов, вершин, объема и пр). Зная эти характерные особенности, ребенок сможет отличать геометрические фигуры, правильно их дифференцировать и обобщать по ключевым признакам. С этой целью мы можем предъявлять детям геометрические фигуры не в стандартном общепринятом виде, а со сдвигом оси.
В этом случае познавательный процесс идет совершенно по-другому. Квадрат «превращается» в ромб, ромб превращается в параллелограмм. Но на самом деле этого не происходит! Чтобы это понять и правильно определить геометрическую фигуру, нужно знать их характерные особенности: и у квадрата, и у ромба четыре стороны равны, четыре угла, четыре вершины (признаки сходства, но у квадрата все углы прямые, а у ромба- два острых угла и два тупых (признак отличия). Здесь сразу становятся знания об измерений линейкой, когда ребенок может доказать себе и другим, что стороны данных фигур равны.
Расположив фигуры, таким образом, можно предложить детям выполнить ряд заданий: «Покажите мне квадраты. Сколько их?», «Покажите мне ромбы. Сколько их?», «какие ещё фигуры ты видишь в этом ряду?» (Есть ли в этом ряду незнакомые тебе фигуры)»
Затем, по результатам выполнения заданий можно организовать обсуждение допущенных ошибок. Подобная работа способствует тому, что ребенок приучается думать, не давать без многократной проверки их правильности, как бы очевидными на первый взгляд не казались.
Творческий подход к построению образовательного процесса и к реализации основных задач ФГОС ДО позволит в итоге, достичь следующих целей на этапе завершения дошкольного образования : «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. ; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области…естествознания, математики…;способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
И как следствие самореализации у ребенка будет формироваться учебная мотивация.
Таким образом, и будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей.
Вывод: таким образом, можно выделить следующие требования к математическому развитию детей : развитие познавательных интересов; интеллектуального развитие; развитие исследовательской деятельности ребенка; развитие умения анализировать; развитие умения устанавливать ассоциативные связи; развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности; формирование предпосылок учебной деятельности.