Галина Овсянникова
Требования к подготовке и проведению организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность дошкольного образования в России имеет, и всегда будет иметь популярность, поскольку для современного общества важна стратегия формирования системы и ее модернизация, которая обеспечивала бы всестороннее полноценное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Современный российский детский сад прежде всего должен соответствовать определенным требованиям, которые регламентируются нормативно - правовой базой РФ.
Большинство детей-дошкольников после пребывания в атмосфере домашнего уюта и родительской заботы попадают в совершенно новый и чужой мир детского сада.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Для того чтобы ребёнок как можно комфортнее пережил этот сложный период, а процесс воспитания и развития малыша при этом был полноценным, современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) должно отвечать всем установленным стандартам и требованиям.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Российском обществе, привела к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.
В современном детском саду образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Что же дает современный детский сад самому ребенку?
Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство для накопления социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции).
В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Это важно, так как на данный момент характер родительского запроса явно устремлен на ожидание от современного детского сада высокого уровня интеллектуальной подготовленности детей.
На данный момент в ДОУ нет учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса и используются ведущие виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие.).
Данные психолого-педагогических исследований говорят о том, что у нынешних детей проявляется слабость воображения, недостаточное развитие слухового восприятия и понимания, недостаточный уровень речевого развития и другие нарушения. Все эти показатели являются результатом сложившейся социальной ситуации.
Очевидно, что в условиях современного детского сада следует максимально ее оптимизировать. Современный детский сад должен соответствовать социальному запросу общества и делать ставку на будущее и на личностное развитие своих воспитанников.
Современные требования к проведению организованной образовательной деятельности в ДОУ.
Трудности в работе педагога:
1. Идти за детьми, и в то же время вести детей за собой;
2. Встать на одну ступень с ребенком – выстроить субъектно-субъектные отношения;
3. Придерживаться деятельностного принципа проведения ООД;
4. Делать не за ребенка, а вместе с ребенком.
Советы педагогам:
1. Всегда называйте детей по имени.
2. Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
3. При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.
4. Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.
5. Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.
6. Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.
7. Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
8. Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь
Задачи ООД:
1. Обучающая задача: повышать уровень развития ребенка.
2. Воспитательная задача: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
3. Развивающая задача: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему.
Тема занятия определяется с учетом темы недели и возрастной группы детей в соответствии с реализуемой образовательной программы. Какая программа реализуется, и тема недели должны быть обозначены в плане занятия.
В соответствии с изучаемой темой продумывается наиболее приемлемая и эффективная для данного дошкольного возраста форма организации ООД.
Прописываются интеграция образовательных областей (рекомендуется не более двух) и виды деятельности детей на ООД.
Определяется цель ООД, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной темы ООД.
Цель ООД должна быть разбита на задачи (шаги достижения цели) : образовательные, развивающие и воспитательные. Это обусловлено необходимостью включать почти в каждое ООД новый материал, повторять пройденное и готовить детей к восприятию новых знаний.
С целью обеспечения успешной детской деятельности любому ООД предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенного багажа знаний, умений и представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания. Безусловно, при подготовке к занятию педагогу целесообразно прописать для себя содержание предварительной работы с детьми по данной теме.
С целью формирования речевой компетентности детей педагогом предварительно определяется словарь (основные речевые понятия, формируемые на занятии).
Перед проведением ООД тщательно продумываются средства обучения: используемое оборудование, раздаточный материал, образовательная среда, материалы и пособия.
Содержание учебного материала на ООД должно отвечать теме, цели и задачам ООД. Материал ООД должен быть логичным, доступным детям, отвечать требованиям индивидуального дифференцированного подхода, тесно связан с жизненным опытом детей.
Вокруг «стержневой» (основной) деятельности во время ООД выстраиваются все остальные виды работ и упражнений с детьми. Каждое новое задание используется педагогом как база (мотив) для возникновения следующей деятельности.
Объём учебного материала должен быть оптимален по времени. Любое ООД в том числе обязано учитывать требования к оздоровительному режиму с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физ. минутки, целесообразное распределение учебного материала и смена видов деятельности, перемещение в пространстве, смена поз и заданий.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в ООД должны быть предварительно продуманы педагогом так, чтобы могли обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. С этой целью педагог тщательно продумывает, как обеспечить активность детей в течение ООД: где воспитанник будет пробовать свои силы при поддержке педагога, где он будет докладчиком или рассказчиком, а где — обучать других.
Воспитатель обязан обращать внимание на развитие речи детей, обогащение их словаря новыми терминами и выражениями; следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи. Поэтому в ООД целесообразно включать литературный материал: стихи, скороговорки, считалки, поговорки, речевые игры, а также использовать моменты пересказов, монологов, разыгрывания сценок.
Игровые ситуации, занимательная обстановка, введение персонажа (игрушки, героя-артиста) будут органичны на любом занятии с дошкольниками. Но педагогу важно помнить о том, что игра либо персонаж не случайно приходят на ООД, они должны быть с детьми до конца занятия и вся работа с детьми, импровизированные диалоги должны быть обращены к гостям занятия. А любая игра должна быть доиграна до конца: путешествие закончиться, все игровые атрибуты использованы с образовательной целью.
Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать. Задания должны меняться от коллективных форм организации переходить к подгрупповым или индивидуальным формам работы. Не нужно детям давать готовые знания, важно суметь организовать работу так, чтобы дети открывали новое сами, исследовали, обучались в общем деле.
Среда должна быть обучающей, предлагаемые пособия должны способствовать развитию и умозаключениям детей, приобретению новых знаний и умений в процессе деятельности, самовыражению. В ООД должно быть использованы лишь эстетичные современные наглядные пособия и дидактический материал.
Важно, чтобы педагог помнил о том, что необходимо изучаемый материал связать с реальной жизнью ребенка, его малым детских опытом. Нужно уметь терпеливо выслушать его. Необходимо дать подсказку на построение дальнейшего правильного поведения, научить детей использовать полученные знания и умения в жизни. Четкие инструкции педагога, добрые советы и подсказки, совместный поиск истины помогают детям ненавязчиво открывать новое. В ходе ООД педагог осуществляет наблюдение за деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
Чтобы ООД было успешным, важно помнить о позиции педагога в работе с детьми. В свете требований ФГОС ДО партнерское взаимодействие является основополагающим. Педагог несет идею ООД, ненавязчиво увлекает детей, обеспечивая открытый вход в ООД, вместе с детьми включается в поиск и решение проблемы. Сегодня педагог не «над детьми», а «рядом». Идет смена учительской «объект-субъектной позиции» на «субъект-субъектную». Не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «Я думаю так-то, а вы как думаете?». Поэтому перед проведением занятия педагогу важно продумать: «Где я буду в работе с детьми?». Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить.
Особое слово должно быть сказано о мастерстве окончания ООД. Педагогическая оценка действий детей важна, как и детская оценка, а в старшем дошкольном возрасте и самооценка. Девизом занятия должно стать: «Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. А за что – тут нужно подумать всем вместе. Чему мы научились?» В детских рассуждениях формируются выводы, суждения, мнение о работе. Подведение итогов важно планировать, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!» При формировании детских интегративных качеств важно кропотливо и дифференцированно проговаривать детям их промахи, победы и задачи на перспективу.
По ФГОС ДО допустим свободный выход детей из занятия. Дети могут заниматься с увлечением тем, что им интересно (например, закончить поделку, ввести ее в другую игру, в домик и т. п.). Педагог-мастер заранее планирует организованный открытый выход из ООД (общую идею – что будем делать дальше) и ненавязчиво переключает детей на продолжение работы по данной теме (на прогулке, в вечерний период, на занятии по физической культуре, дома с родителями и т. п.)