Ольга Мащенко
Современный урок в соответствии с ФГОС НОО — индивидуальная стратегия профессионального роста
▼ Скачать + Заказать документы
«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО – индивидуальная стратегия профессионального роста»
Учитель живёт до тех пор,
пока он учится; как только он перестаёт учиться,
в нём умирает учитель.
К. Д. Ушинский
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный урок отличается, прежде всего организацией учебной образовательной деятельности. Успешность современного урока зависит: от личности учителя, его профессионализма, современности используемых им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ.
Здание современного урока построено на фундаменте профессионализма учителя, кирпичиками в этом здании являются:
Целеполагание и мотивация учения
Системно-деятельностный подход
Использование современных средств обучения
Выбор оптимальных методов обучения
Создание условий для саморазвития школьников
Анализ учителем каждого учебного занятия (самоанализ)
Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Сегодня актуально
использовать приёмы и методы, формирующие умения самостоятельно добывать знания;
собирать необходимую информацию
выдвигать гипотезы;
делать выводы и умозаключения.
Современный урок - доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должна присутствовать на современном уроке. Все это, благодаря учителю, помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Педагог создает особые условия, обеспечивающие деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме.
Здесь нет:
скуки, принуждения и лени,
пассивности и страха ожидания «палки» - двойки
«неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
Здесь:
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
УРОК СЕГОДНЯ
1. Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.
2. Это учебное сотрудничество.
3. Это активные и интерактивные формы работы.
4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).
5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).
6. Это реализация ТЦУ (триединая цель урока-развитие, обучение, воспитание).
Успешность современного урока зависит: от личности учителя, его профессионализма, современности используемых им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ.
Учитель должен знать организационные правила урока:
1. Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребёнка.
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей способы выполнения требования.
3. Предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования.
4. Предъявлять доступные для детей требования в настоящий период их развития.
5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное в процессе становления его личного Я.
Задачи личностного развития можно выразить 4 С:
Способствовать …Содействовать …Создавать условия …Создавать ситуации …
организовать ситуацию для самоопределения учащихся на прогнозируемый результат познавательной деятельности;
создать ситуацию выбора учениками собственных маршрутов достижения поставленной цели;
создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся;
создать ситуации для развития самостоятельности мышления учеников;
организовать ситуации для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся.
Современный урок выстраивается в единую матрицу, в которой разные ученики, каждый со своим стилем учебно-познавательной деятельности, а учителю нужно использовать разные формы учебной работы, требующие от ученика использования разных учебно-познавательных инструментов.
Повысить эффективность урока можно за счет:
оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;
использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации
организации эффективного контроля усвоения информации (обратной связи).
Урок становится современным, а образовательный процесс развивающим, если…
1. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности.
2. Создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» каждого ученика, психологический комфорт
3. Создавать среду для развития мыслительных способностей через овладение определенными мыслительными операциями.
4. Строить урок на применении проблемных методов, эвристических, рефлексивных.
5. Строить взаимоотношения субъект-субъектного характера, использовать групповые формы организации учебного прогресса.
6. Обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на уроке.
7. Проектировать урок с опорой на зону ближайшего развития ученика. Обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях и в более сжатые сроки. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможен современный урок и невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Необходимо помнить, что способствуют успеху современного урока
хорошее знание материала;
продуманный план урока;
разнообразие методов обучения;
правильный выбор методов обучения;
занимательность изложения;
ярко выраженное
эмоциональное отношение
учителя к излагаемому материалу;
богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Следует запомнить золотые правила учителя
Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
Не бойся признаться в своем незнании какого-либо вопроса. Будь вместе с учениками в поиске.
Будь для детей добрым другом. Каждый раз, когда тебе захочется командовать или рассердиться, вспомни о своем детстве и съешь мороженое.
Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
Детей можно увлечь только тем, чем увлечен сам. Пусть на уроках свершаются открытия. рождается истина, покоряются вершины.
Анкета «Стиль преподавания»
Если класс не приведен в порядок
1)моя реакция зависит от ситуации
2) я не обращаю на это внимание
3)не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации
2) нет
3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) Предлагает простор для творчества
2) Не вмешивается в мою работу
3) Дает четкие указания
4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации
2) предпочитаю импровизацию
3) всегда
5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения
2) игнорирую этот факт
3) плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) я пытаюсь понять его точку зрения
2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7. По- моему в школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески
2) отсутствие конфликтов
3) трудовая дисциплина
8. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
1) нет, это недопустимо
2) затрудняюсь ответить
3) если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать
2) лучше игнорировать
3) только мешают учебному процессу
10. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1)нет
2)когда как
3)не знаю
Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения
Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Сущность настоящего учителя:
У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
И - искренний, индивидуальный.
Т - тактичный, толерантный, терпеливый.
Е - естественный, единомышленник.
Л - любящий детей, любящий свою работу
Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Можно долго говорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.
Завершая свое выступление, хочу еще раз акцентировать, что современный урок, выступает основным критерием оценки профессионально-личностного роста педагога.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!