МААМ-картинки

Консультация «Современный ребенок»

Марина Мамонова
Консультация «Современный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1 Современные дети – это объект споров и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном: современные дети другие, ни хуже, ни лучше, а просто ДРУГИЕ.

Слайд 2

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, педагогические требования в детском саду и в школе.

Публикация «Консультация „Современный ребенок“» размещена в разделах

Слайд 3

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях огромного информационного пространства. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаджеты, сотовые телефоны, рекламные ролики. Тем самым подрастающее поколение приобретает «клиповое сознание», вскормленное рекламой; музыкальными роликами и т. д.

Особенности развития детей с новым типом сознания требуют современного подхода в воспитании и образовании. Применение мультимедийных технологий в профессиональной деятельности педагогов более чем оправдано, это шаг в сторону современных детей. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок?

Коллеги, давайте вместе составим портрет современного ребенка.

(запись на доске)

Слайд 4

Мы "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений.

Итак, дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По мнению психологов, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.

У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку если не психического то речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо.

Слайд 5

следующей критической точкой считается проблема социализации. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Кроме того, обостряются проблемы восприятия детей с какими-либо особенностями: будь то одаренность или, например, ОВЗ.

Слайд 6 В эмоциональной сфере романтизм уступил место прагматизму. Современные дети всё готовы сделать за приз, сюрприз, или по формуле «ты мне – я тебе», то есть не бескорыстно. Не постесняются задать вопрос: «А что мне за это будет? А что ты мне дашь взамен?». Маленькие собственники – «моё, никому не отдам»

Слайд 7

По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. «Подрастают потомки «экранных» детей». Влияние просмотров телевизионных передач на психическое развитие детей проявляется: в задержке речевого развития (отмечается примитивность и бедность речи); речь, исходящая с экрана, остается мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится своей (поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Слайд 8

Многие дети испытывают дефицит внимания, недостаток общения или же, наоборот, становятся жертвами гиперопеки. В каждой семье по-своему решают проблемы современного общества : кто-то, чтобы справиться с материальными трудностями, рано выходит из декрета на работу. Так или иначе, родители все меньше общаются со своими детьми. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, родители испытывают страх ”не справиться” (обеднеть, потерять работу, заболеть, они становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. На сцену выходит новый социальный страх — неуспешность детей. Родители стараются записать свое чадо в многочисленные дошкольные учебные заведения, чтобы именно их ребенок быстрее других научился считать, писать, читать, а также танцевать, играть на скрипке и кататься верхом.

Слайд 9 Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет, а пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырьмя.

Слайд 10 Личностные особенности

Говоря об изменениях в личностной сферы следует сказать о гиперактивности, как результате клипового сознания. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы Избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводит к нарушению возрастного развития нервной системы дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.

Слайд 11

Также для детей характерна аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими.

Слайд 12 На следующем слайде представлены особенности познавательной сферы

1. Клиповость мышления - способность красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, в форме видеоклипа. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, вследствие чего снижена способность к анализу;

2. трудности в построении коммуникации снижение ценности живого общения;

3. уменьшение устойчивости внимания, но развитие процессов его распределения и переключения;

4. преобладание кратковременной памяти над долговременной (всю информацию можно посмотреть в интернете).

Слайд 13 Следует отметить также, что из жизни современного ребенка исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

Серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в школе.

Слайд 14

Обобщив исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей :

- снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;

- рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;

– уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры;

- недостаточная сформированность мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста

– значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;

- рост "экранной" зависимости;

- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;

- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;

- рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;

- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;

- увеличение численности одаренных детей.

Коллеги, я предлагаю сейчас разделившись на две группы подумать над рекомендациями, которые помогли бы нам если не исправить слабые стороны, то хотя бы из сгладить. Одна группа думает над рекомендациями для воспитателей, другая над рекомендациями родителям.

Слайд 15

Одним из вопросов активно обсуждаемых в профессиональной среде – вопрос о новых детях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы изменить его, сделать лучше и добрее». Сегодня дети дошкольного возраста обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью;

- у них ярко выражен рефлекс свободы;

- имеют повышенный тонус организма, а также вобудимость и гиперактивность ;

- демонстрируют повышенную потребность к восприятию информации;

- демонстрируют повышенную тревожность к агрессии;

- настойчивы и требовательны.

Поведение современных дошкольников вызывает тревогу и непонимание, так как «те методы и приемы воспитания, которые применяли раньше, сейчас «не работают». Таким образом, можно констатировать, что мы имеем дело с «новым детством».

Необходимо помнить, что детский сад-одно из не многих мест, где дети забывают про гаджеты и вспоминают такие игры, как – шашки, прятки, «мышеловка», «хитрая лиса», «тише едешь-дальше будешь» и многие др.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

Слабые стороны развития современных дошкольников.

Рекомендации для родителей.

1. Слабое физическое здоровье и развитие.

- необходимы ежедневные прогулки,

- соблюдение режима дня,

- правильное питание,

- забота о психологическом благополучии ребенка,

- посещение кружков и секций.

2. Слабость произвольной сферы (неумение сдерживать свои порывы, потерпеть, подождать, уступить, дети неохотно подчиняются внешним требованиям, с трудом выполняют общие правила для всех).

Необходимо соблюдение всех требований детского сада,

- выполнение домашних правил (убрать свои вещи, игрушки и т. д)

- правил поведения в обществе, эмоциональное развитие (умение определять и называть свои чувства и чувства других людей,

-формирование морально-нравственных ценностей («плохо-хорошо», «нельзя - можно», «надо»,

- обязательно ПООЩРЕНИЕ положительного поведения.

3. Неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого (перебивание, концентрация только на собственных интересах, желаниях, неумение сочувствовать, сопереживать, обращение на «ты» к взрослому человеку). - Необходимо формировать культуру общения,

- учить детей сочувствовать, сопереживать, жалеть

- развивать умение определять и называть собственные эмоциональные состояния и состояния других людей.

4. Недостаточное развитие связной речи (неумение говорить и отвечать полным предложением, составить полноценный рассказ из личного опыта, рассказ по картине (по серии картин, неумение пересказать рассказ, сказку).

Необходимо больше читать книг (отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать,

- учить отвечать полным ответом,

- стимулировать любознательность

– отвечать на все вопросы ребенка, обогащая словарный запас и расширяя знания об окружающем мире,

- речь взрослых должна быть образцом для подражания.

5. Низкий уровень речевого развития (нарушения звукопроизношения, неразвитость фонематического слуха, бедный словарный запас). Необходимо своевременное обращение к специалисту – учителю – логопеду,

- не заменять общение просмотром телевизора или компьютерными играми (потому что так легче,

- больше разговаривать с детьми, советоваться, принимать общие решения.

- описывать предметы, разгадывать загадки

7. Слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации, неразвитость слухового восприятия и понимания (вследствие частых просмотров телевизора и занятия компьютерными играми, а не чтения книг взрослыми).

Необходимо больше читать и обсуждать прочитанное,

- различные игры на развитие воображения (сочинение историй, конца сказок, сказок, рисование сюжетных рисунков, дорисовывание предметов - кругов, волн и т. д.)

- разгадывание загадок

8. Бедность у детей личного практического опыта знакомства с окружающим миром во время прогулок. Необходимо больше гулять с детьми и, начиная лет с 6-7 (для более успешной подготовки к школе и тренировки самостоятельности) понемногу отпускать гулять детей одних. Ранее прогулка несла бесценный опыт развития навыков общения, познания, воображения, приобретавшийся в ходе интересных игр, бесед, мелких приключений.

9. Слабая готовность руки к письму. Необходимо обязательно контролировать: верно ли ребенок держит карандаш, лежит ли локоть на столе, позу при выполнении заданий за столом,

- занятия лепкой, конструированием, вырезывание, аппликация,

- использование для рисования цветных карандашей,

- укрепление общей моторики (физического развития)

10. Изменение эмоционально- нравственной сферы дошкольников:

исчезновение сюжетно- ролевой игры, как тренировки умения договариваться, распределять роли, придумывать сюжет, различные выходы из ситуации, учиться принимать Необходимо в повседневной жизни учить договариваться,

- понимать чувства другого человека,

- сопереживать, делиться, жалеть; принимать во внимание интересы другого человека.

снижение уровня нравственного развития, размывание ориентиров («хорошо – плохо», «добро-зло», агрессивность, спровоцированная компьютерными играми и современными фильмами;

повышенный эгоцентризм (эгоизм) – приоритет у детей личных интересов над интересами, чувствами, желаниями других детей (людей) (позже, при обучении в школе такие дети не понимают объяснения учителя, обращенные ко всему классу, не обращают внимания на его указания и требования).

- останавливать ребенка при его желании поступить нехорошо, обязательно строго сообщать ему об этом,

- быть образцом – следить за собственными словами и поступками,

-добиваться, чтобы ребенок с должным уважением относился к людям;

- формировать эмоционально- нравственные понятия, общечеловеческие ценности,

- беседовать по прочитанным литературным произведениям с нравственным смыслом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Современный ребенок глазами педагога» Современные дети, как и во все времена, очень разные. Много причин, которые повлияли на изменение сознания, как взрослых, так и на развитие.

«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто.

Консультация для родителей «Благодарный ребенок»Консультация для родителей «Благодарный ребенок» Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое лучшее:образование,красивые вещи,привить правильные манеры. Но нередко отдавая своему чаду.

Консультация для родителей  «Капризный ребенок»Консультация для родителей  «Капризный ребенок» Уважаемые родители! Каждый из вас наверняка сталкивался с капризами ваших деток. Что же такое капризы детей и как их можно избежать?.

Консультация для родителей «Медлительный ребенок» «Дима, давай поторапливайся, а то мы опоздаем в детский сад» - уже третий раз просит мама, а он действуют все медленнее и медленнее. Знакомая.

Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты»Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты» Многих родителей волнует постоянное "общение "ребенка с телефоном,встает вопрос как влияет он на детскую психику,страх о том,что такое.

Консультация для родителей «Ребенок и телефон» В век прогрессивно развивающихся технологий, трудно представить жизнь человека без телефона и других всевозможных гаджетов. Телефон давно.

Консультация для родителей «Ребенок в лесу» Ребенку ни в коем случае нельзя ходить в лес одному или с друзьями. Необходимо держаться рядом с родителями, если отправились в лес всей.

Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Консультация для родителей «Застенчивый ребенок» Застенчивость является признаком сдержанного темперамента, и,если она не мешает жизни ребенка, не следует считать это проблемой. Но в случае,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Современный ребенок»
Опубликовано: 28 января 2022 в 07:13
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Современный ребенок»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мамонова (УИ 2894297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД