Рагулина Светлана
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Всё начинается с детства. Здоровье ребёнка закладывается с самого раннего возраста. Поэтому особое внимание в дошкольном учреждении уделяют здоровьесберегающим технологиям. В соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «Физическое развитие», в которое входят две области «Физическая культура» и «Здоровье», занимает ведущее место в воспитательно – образовательном процессе дошкольников. Одним из видов современных инновационных технологий являются здоровьесберегающие технологии, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет две направленности:
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
1. Формирование у дошкольников валеологической культуры, научить самостоятельно заботиться о своём здоровье.
2. Организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Выделяют следующие виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий :
1. Физкультурно - оздоровительные;
2. Образовательные здоровьесберегающие;
3. Медико-профилактические;
4. Обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от :
- типа дошкольного учреждения;
- программы, по которой работают педагоги;
- продолжительности пребывания;
- профессиональной компетентности педагога;
- конкретных условий ДОУ;
- показателей здоровья детей.
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребности дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Стретчинг – комплекс упражнений на растягивание и расслабление соединительной ткани. Проводится не раньше чем через 30 минут после приёма пищи, 2 раза в неделю.
Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленных на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Проводится ежедневно в любое свободное время по 3-5 минут.
Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания.
Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Проводится ежедневно, особенно рекомендуется детям с речевыми проблемами.
Релаксация – коррекционный приём, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Можно использовать спокойную музыку.
Бодрящая гимнастика – комплекс упражнений, помогающих проснуться детскому организму после тихого часа.
Корригирующая и ортопедическая гимнастика – проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малоподвижные игры.
Динамические паузы – могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
Физкультурное занятие – проводится 2-3 раза в неделю. Перед занятием необходимо проветрить помещение.
Игротреннинги и игротерапия – проводится в свободное время, можно во второй половине дня.
Коммуникативные игры – проводятся 1-2 раза в неделю. Занятия состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры, занятие рисованием, лепкой и т. д.
Точечный массаж и самомассаж – воздействия на рефлекторные зоны организма с целью поддержания здоровья человека.
Занятия из серии здоровья – проводятся 1 раз в неделю со старшего возраста.
3. Коррекционные технологии :
Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.
Ароматерапия – терапевтическое воздействие запахов на организм человека.
Артикуляционная гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц.
Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями.
Пескотерапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы.
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Оказывает положительное воздействие на психику ребёнка.
Сказкотерапия – занятие используют для психологической, терапевтической и развивающей работы.
Закаливание – обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает его устойчивость к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.
Подготовка ребёнка к здоровому образу жизни, на основе здоровьесберегающих технологий, должна стать приоритетным направлением деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.