Алёна
Современные технологии для развития связной речи дошкольников «Чудеса на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Скоро наступит весна! Будет ярко светить солнышко, и оно поделится с нами своими теплыми и добрыми лучиками (Раздаем лучики педагогам)
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Может быть, вы что-то вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Многие из вас представиляют золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Публикация «Современные технологии для развития связной речи дошкольников „Чудеса на песке“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2020
Наверняка, многим из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, мы с удовольствием водим ладонью по песку, строим изнего волшебные замки. И не замечаем, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком.
«Наилучшая для малыша та игрушка,
которую он может заставить по-разному изменяться;
для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
К. Д. Ушинский
История песочной терапии
Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Актуальность пескотерапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка. Это актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной жизни.
Цель такой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Ребенок выбирает мосты между внутренними и внешними мирами.
Задачи по реализации цели:
Образовательные: - создавать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
- сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
- активизировать словарный запас детей;
- помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
Развивающие : развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать пространственное представление.
Воспитательные: вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Гипотеза:
Положительная эффективность песочной терапии в формировании развития речи у детей дошкольного возраста может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будут включены различные игры с песком.
Ожидаемые результаты:
Корректируются все средства речи и ее основные функции;
У детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве;
Совершенствуются навыки коммуникации;
Закрепляется представления об окружающем мире;
Дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавая композиции на песке.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Организация работы с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой является одним из приемов, направленных на создание условий для речевого творчества детей,
Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. В основе песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. Развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Метод песочной терапии базируется на сочетании не вербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и тд.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействие.
В чем же заключается суть именно песочного планшета со светодиодной подсветкой. Используя его можно чередовать формы работы определенным образом в песочнице или на световом столе с песком. Говоря о занятиях на световом столе для рисования песком, сюда можно добавить обострение тактильных ощущений, тренировку осязания. Световой стол безопасен для зрения, а сама светодиодная подсветка работает от напряжения 12 Вольт, что не способно нанести вред. Использование светового стола является чем - то новым и необычным для детей и ребенок с радостью погружается в занятие.
Песочный планшет (интерактивная песочница) – уникальное оборудование, которое позволяет ребенку в игровой форме развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение, навыки конструктивного общения и саморегуляции. Это соответствует возрастным нормам дошкольного детства, так как ведущей деятельностью в этот период является игровая. Таким образом, занятия в интерактивной песочнице помогают ребенку всесторонне развиваться ( так как в процессе игры задействованы все анализаторные системы ребенка: зрение, слух, осязание).
Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
Чем полезны игры с песком?
• Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;
• Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
• Развивают мелкую моторику, глазомер
• Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
• Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Очень полезно для развития речи :
- рисовать пальцами на песке;
- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
- рыть ямки, погружать руки в песок;
- искать в песке зарытые мелкие игрушки;
- лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
- насыпать песок в ведерко лопаткой.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, Желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно богу
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.
Сейчас я приглашаю к столу того, у кого жёлтые лучики
Начинаем наши игры!
Подвигайтесь – ка вперёд!
До чего же мы в саду,
Удивительный народ!
Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки».
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения используются в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Сейчас я попробую изобразить стихотворение на песке.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Сейчас я приглашаю к столу того у кого оранжевые лучики.
Предлагаю вам вспомнить ваше любимое стихотворение и нарисовать его.
Сейчас я приглашаю тех, у кого красные лучики. Давайте украсим клумбу «Цветными заборчиками». Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету. Ну вот теперь у нас есть забор, но не хватает деревьев и цветов, давайте мы их посадим.
Затем каждому педагогу предлагается выбрать из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, педагоги проговаривают предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…
Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? Расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?
Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.
В этом мы сейчас с вами убедимся.
Упражнения «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизатором. Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, море, океане,
И водопроводном кране.
Полосатый босоногий
Шлёпал дождик по дороге.
Озорник на всякий случай,
Был привязан к маме туче.
Дождик, дождик моросит
В листьях клёна он шумит.
Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.
Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком?
На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребё нка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. (Педагоги рисуют). Одновременно проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги мой мастер класс подошел к концу. И на прощание я хочу предложить вам на своих разноцветных лучиках написать пожелание и вернуть эти теплые весенние лучики моему доброму солнышку.