Наталия Хоминич
Современные родители: помощники, наблюдатели или оппоненты?
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
Современные родители : помощники, наблюдатели или оппоненты?
Детский сад – первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Каждая семья и каждый родитель уже приходя в детский сад обладают своим взглядом на жизнь, имеют определенный статус и жизненный опыт. Боль-шинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активно развивали свои способности, находились в комфортных условиях для физического и психологического благополучия, для развития их индивидуальности. И как показывает опыт, большинство родителей готовы или сами хотят быть помощниками, партнёрами, сотрудниками, а не наблюдателями или оппонентами.
Публикация «Современные родители: помощники, наблюдатели или оппоненты?» размещена в разделах
СЛАЙД 3
ФГОС ДО предлагает следующие требования к результатам освоения программы. И они представлены в виде целевых ориентиров со-циально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
1. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности ;
2. ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
3. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
4. ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для вы-ражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; он подвижен, вынослив, вла-деет основными движениями;
5. ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельно-сти, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
6. ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
СЛАЙД 4
Также из ФГОС ДО вытекают определённые требования к работе с родителями.
А именно, в соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
1. информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования;
2. обеспечить открытость дошкольного образования;
3. создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
4. поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
5. обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
6. создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в инфор-мационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
СЛАЙД 5
Достижение выше сказанного возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса, основу которой составляют идеи общественного договора, взаимопомощи и социального партнерства. Дословный перевод понятия «партнерство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов – определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в инте-ресах развития ребенка. Следует понимать, что взаимодействие предполагает взаимное воздействие, помощь, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.
По сути, надо выстроить систему взаимодействия с семьей «от ребёнка» и «на стороне родителя». В современных условиях, когда воспи-тательный потенциал семьи зачастую оказывается невысоким, ДОО выступают инстанцией развития не только ребёнка, включённого в образовательный процесс, но и его родителей. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса как в смысле участия в педагогических мероприятиях, так и в плане принятия управленческих решений.
Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (в данном случае семьи и ДОО) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами – стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) – длительный и сложный процесс, связанный с прохождением обязательных этапов, на которых происходит изменение установок у родителей и педагогов.
Слайд 6
Стратегию и тактику построения партнерских отношений между ДОО и семьёй можно представить последовательность шагов.
ШАГ ПЕРВЫЙ – формулирование миссии (целей). Формулирование цели, ее понимание и принятие всеми участниками служит базисом продуктивных отношений. Ведь цели у всех разные, пути достижения также разнятся. Поэтому именно формулирование общих целей – важный этап построения партнерских взаимоотношений, это половина успеха в решении существующих проблем. При этом важно учитывать, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Целеполагание надо рассматривать как непрерывный динамический процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости корректируются цели. Определение конкретной цели – крайне сложная задача. Выделив проблему – то, что является неудовлетворительным в существующей практике взаимодействия семьи и ДОО, - необходимо определить, а по сути, придумать, как ее решить. При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную.
СЛАЙД 7
ШАГ ВТОРОЙ – разрушение стереотипов.
Непродуктивное взаимодействие субъектов воспитания ребенка в рамках традиционных моделей работы ДОО с семьей приводит к тому, что родители накапливают достаточно серьезный объем невысказанных опасений по отношению к воспитателям и детскому саду в целом. При этом педагоги нередко занимают настороженно-оборонительную позицию.
Очевидно, что партнерские отношения не могут строиться в атмосфере взаимного недоверия. В связи с этим необходим этап переосмыс-ления сложившихся мнений, стереотипов поведения и установок в общении. Важно избавиться от «ярлыков», создать позитивный имидж ДОО и педагогического коллектива. А это возможно только при взаимопомощи в решении любых вопросов, диалоге и нахождении общих путей решения существующих вопросов.
СЛАЙД 8
ШАГ ТРЕТИЙ – осознание неразделимости институтов воспитания.
Построение партнерских отношений невозможно без осознания администрацией ДОО, педагогами и родителями взаимозависимости и как следствие взаимопомощи семьи и ДОО. Следующий шаг – это работа, обязательно совместная, по определению места, роли и возможностей каждого института в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей.
Необходимо определить зоны ответственности с учетом возможностей и специфики семейного воспитания. Принципиальное отличие вос-питания в семье состоит в том, что фундаментом родительского влияния выступает, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребёнку, забота о нем как о самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Основой общественного формирования личности является система социальных требований к ребёнку.
Работа по выявлению и согласованию позиций родителей и педагогов по вопросам определения зон ответственности каждой из сторон взаимодействия за тот или иной аспект воспитания может проводиться с использованием опросов и анкетирования.
На основе полученной информации командой специалистов ДОО может быть разработан сценарий мероприятий для педагогов и родителей; а также
- определение и принятие общих целей и задач,
-выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОО,
- выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.
СЛАЙД 9
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ – поиск ресурсов для решения поставленных задач.
Удивительно, но в век свободного доступа к информации люди становятся все менее коммуникабельными. Значительные трудности воз-никают в ходе обсуждения и анализа информации педагогами и родителями, в процессе принятия общих решений.
Неслучайно сегодня востребованы умения, позволяющие педагогу эффективно организовать обсуждение идей и обеспечить выбор наиболее приемлемых для всех. Также необходимы навыки построения взаимодействия, облегчающие нахождение точек соприкосновения и взаимопонимания между партнерами.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основная роль родителей заключается в реализации преимущественного права на воспитание ребенка, в то время как педагог обязан оказывать посильную консультативную помощь.
Надо обеспечить изменение, обновление позиций субъектов на основе того, что заложником не сложившихся, разрушенных, осложненных отношений между родителями и педагогами был и остается ребенок.
Для решения этой задачи необходимо придерживаться принципов эффективного взаимодействия:
- принцип первый (хорошо известный педагогам и плохо осознаваемый родителями) : родители являются первыми и главными воспитате-лями ребёнка;
- принцип второй (мало осознаваемый педагогами и неизвестный родителям) : детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей;
- принцип третий (смутно осознаваемый и родителями, и педагогами) : какие педагоги – такие и родители и, наоборот, какие родители – такие и педагоги;
- принцип четвертый (вызывающий наибольшее количество разногласий между педагогами и родителями) : педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья, в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка.
Для того чтобы добиться активности педагогов и родителей (а значит, активности и свободы ребенка, сторонам следует научиться взаи-модействовать, взаимопомогать и не препятствовать друг другу в достижении общих целей.
СЛАЙД 10
Важно помнить, что семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга, да это и не нужно. Важным ус-ловием преемственности становится установление педагогического партнерства между семьей и ДОО. Использование разнообразных форм и методов работы с родителями помогает объединить усилия ДОО и семьи, обеспечив ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, условия для развития в детском саду и дома.
Таким образом, в непростых для всех участников образовательных отношений условиях насущной необходимостью становится желание и умение педагогов и родителей делать шаги навстречу друг другу, желание быть помощниками в построении будущего наших детей и для наших детей.