Елена Коновалова
Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения
▼ Скачать + Заказать документы
У детей, впрочем, как и у взрослых, в жизни хватает проблем – зачастую в их понимании сложных, неразрешимых. Эти проблемы вынуждают их переживать, стараться преодолеть трудности самостоятельно. Если для нас с вами что-то кажется пустяком, для ребенка это может оказаться чуть ли не смыслом жизни. Коррекционно-развивающее обучение имеет целью помочь детям поддержать их в стремлении к взрослению посредством применения психолого-педагогических технологий.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педагогические технологии в ДОУ
- Психология. Работа психолога
- Темочки
Педагогическая технология берет свое начало в 1960-х годах. В это время в Англии проходили конференции, по итогам которых была выпущена книга «Аspects of Educational Technolodgy». Спустя десять лет педагогическая технология как понятие было расширено, к этому стали относить все, что касается модернизации процесса обучения.
Одними из разновидностей психолого-педагогических технологий являются, собственно, технологии по коррекции, профилактике, терапии, реабилитации. В свете анализируемой проблемы – коррекционно-развивающее обучение – интересны технологии, направленные на улучшение и исправление познавательной деятельности ребенка, учитывая его индивидуальные и личностные возможности.
В связи с необходимостью помочь детям была разработана и внедрена система коррекционно-развивающего обучения. Она базируется на показателях конечной диагностики и требует полного взаимодействия специалистов ДОУ – логопеда, воспитателя, психолога.
К сожалению, согласно статистике, у многих детей, поступающих сейчас в дошкольные учреждения, отмечаются различные психосоматические дефекты. Если эти дети не будут получать своевременную психолого-педагогическую помощь, все может закончиться хроническим отставанием в развитии и социальной адаптации.
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, оказание необходимой помощи.
Исходя из рекомендаций и опыта собственных наработок, наиболее важными и эффективными можно считать следующие технологии :
Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи. Развивают ручную умелость, помогает снять напряжение.
Дыхательная гимнастика - ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, нормализуют психоэмоциональное состояние, выводят из стресса.
Релаксация способствует снятию психического напряжения, повышению эмоционального настроя. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Психогимнастика (мимика и пантомимика). Основной акцент делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков в саморасслаблении.
Мимика тесно связана с артикуляцией. Желание ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики.
Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия. В практике телесно-ориентированной психотерапии используются различные методы. Это может быть массаж или различного рода упражнения. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен на расслабление зажимов, на осознание тела, эмоциональное реагирование и проживание настоящего момента.
Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве. Это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, а также являются своеобразной проекцией личности.
Сказкотерапия – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи.
Игровая терапия. Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Пескотерапия. Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Данные технологии позволяют по возможности максимально адаптировать детей с различными психосоматическими дефектами к полноценному общению со сверстниками и взрослыми, позволить им раскрыть свои возможности, влиться в социальную среду.
Список литературы:
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.
2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПБ. : «Издательский союз», «Лениздат». – 2000. – 336 с.
3. Лебедева С. С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб. : Детствопресс. - 2001.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М. : АРКТИ, 2006. – 320 с.
5. Сухарева О. А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н. П., Дубна, М. О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.